Понятие и общая характеристика социалистической идеологии
Мировая политическая мысль за многовековую историю своего формирования и непрерывного развития вобрала в себя целую совокупность разнообразных теорий и концепций, по-своему объясняющих идеальное мироустройство и общественно-политический порядок в стране.
В большей степени, реализации обозначенной задачи призвано идеологической воздействие, и соответствующие ему доктрины – политические идеологии. Так, одной из наиболее распространенных в прошлом идеологий, по-прежнему сохраняющих достаточно сильное регулятивное воздействие на государственное устройство ряда современных государств, по праву признается социалистическая идеология, характеристика которой будет проведена ниже.
Так, прежде всего, следует отметить то, что в наиболее общем виде социалистическая идеология в современной политологии может быть определена следующим образом:
Социалистическая идеология – относительно самостоятельная социально-экономическая доктрина, последователи которой утверждаются необходимость утверждения в обществе социальной справедливости, свободы и равенства, в том числе посредством перехода к общественной собственности, включая обобществление собственности на средства производства.
Марксистская идеология, активно использующая элементы социализма, понимает под последним переходную фазу между капитализмом, как строем, основанным на примате частной собственности во всех отраслях хозяйствования и коммунизмом, предполагающим окончательное утверждение социального равенства.
История формирования социалистических идей
Поскольку основу социалистической идеологии составляет идея об отказе от частной собственности и последующего за этим уравнительного распределения материальных ресурсов, которая существовала на всем протяжении исторического развития, проведение анализа истории формирования соответствующих идей целесообразно проводить еще с древнейших времен.
Так, одним из первых социалистические идеи впервые озвучил древнегреческий философ Платон, указав в своих политических диалогах «Государство» и «Законы» на то, что ключевым качеством идеального государства выступает не что иное, как справедливость. Также впоследствии обозначенные идеи об обобществлении собственности и земли, как средства производства, находили отражение в трудах древнегреческих философов.
Относительную популярность социалистические идеи приобрели во времена средневековья в трудах представителей, так называемого, утопического направления социально-политической мысли.
Основными представителями утопического направления в политологии принято считать Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу, которые утверждали целесообразность формирования общества, в котором отсутствовала бы частная собственность и денежное обращение, что, помимо прочего, поспособствовало бы установлению полного равенства.
Основой общества по мнению Утопистов выступает семейный, и, в меньшей степени, трудовой коллективы. Притом, что труд носит общеобязательный характер, а для пресечения развития собственнических инстинктов семьи регулярно переезжают, обмениваясь между собой жилищами.
Окончательное оформление социализма и приобретение им статуса государственной идеологии произошло в XIX в., что связано с творчеством немецких философов и политических деятелей – Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Им удалось преодолеть существовавшее ранее противоречие между коммунистической и социалистической идеями, указав на то, что построение коммунистического общества невозможно сиюминутно, напротив, это поэтапный процесс, первые этапы которого связанны именно с реализацией программы социалистов.
При этом социализм предлагалось понимать как результат победы мировой революции во всех государствах, в то время как коммунизм в большей степени рассматривался как результат воспитания нового поколения в условиях укоренившегося распространения социалистических отношений, бурного развития производственных сил, и т.д., в силу чего, произойдет переоценка роли и значения труда в жизни человека и общества – он перестает пониматься как необходимость, а становится потребностью человека, что, в том числе, позволяет искоренить пережитки классового деления, товарно-денежного взаимодействия, а в конечном итоге – также остатков государственных институтов.
Пути перехода к социалистической идеологии
Поскольку идеи социалистов качественно отличались от всех моделей государственности, существовавших в мире на момент разработки и предложения соответствующих идей политически-активному сообществу, важное место внутри соответствующих доктрин отводилось проработке вопроса о пути перехода к конкретному социалистическому строю:
- Наиболее ранние последователи оформившегося социализма – социалисты-утописты, обосновывали тезис о том, что в большей степени необходимо придумать и распространить описание идеального общественного устройства, осознав преимущества которого люди самостоятельно предложат пути перехода к нему;
- В начале XIX в. марксисты, которые, как было отмечено выше, поспособствовали переходу к новому этапу теоретического осмысления идей социализма, утверждали, что современные эксплуататорские классы не согласятся добровольно отказаться от собственных привилегий. В этой связи, переход к социализму, как представлялось, возможен исключительно посредством проведения социалистической революции.
- Во второй половине XIX в., в том числе, благодаря установлению во многих европейских государствах избирательского права, идеологи марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс все чаще стали обращаться к идее о возможности мирного завоевания власти рабочим классом, однако далеко не всегда, и далеко не во всех конкретно-исторических реалиях.