Общая характеристика реформ Петра I
Период правления Петра I в отечественной исторической науке традиционно связывается с проведенными активными преобразованиями практически всех сторон государственной и общественной жизни. Более того, соответствующие преобразования даже стали обозначаться собственным термином:
Реформы Петра I – это совокупность преобразований государственной и общественной жизни, осуществленным в нашей стране в период правления Петра I (1696-1725 гг.).
Несмотря на сложность содержания и многочисленность проведенных преобразований, в исторической науке предпринимались попытки классификации и обобщения соответствующих преобразований. Так, в частности, существует предположение о целесообразности разделения реформаторской деятельности Петра I на два периода:
- Первый период реформ Петра I (1796-1715 гг.) – отличался быстротой и непоследовательностью, предопределенными, в том числе ведением Северной войны и необходимостью мобилизации экономических ресурсов для ее ведения. Однако с учетом соответствующей спешки, насильственного характера многих преобразований, они не всегда приводили к достижению желаемого результата;
- Второй период реформ (1715-1725 гг.), отличался большей продуманностью, обоснованностью проводимых преобразований, а, следовательно – и их большей эффективностью.
При этом среди ученых, проводивших анализ особенностей петровских реформ отсутствует единство мнений относительно степени личного участия Петра I в соответствующих преобразований. В частности существует как минимум две полярные позиции, сторонники первой из которой утверждается, что как в составлении программ реформ, так и в процессе их непосредственного претворения в жизнь сам Петра не играл главной роли, она была приписана ему как самодержцу.
Представители второй группы историков – напротив, утверждают существование большой личной роли Петра в реализованных за период его правления реформах государственной и общественной жизни.
Кроме того, как было отмечено выше, анализ петровских преобразований может быть проведен исходя из предметного рассмотрения проведенных реформ, одной из которых выступила реформа самодержавия.
Реформа самодержавия Петра I
В результате реформаторской деятельности Петра I, произошли значительные преобразования в социальной политике российского государства. В частности, произошло юридической оформление правового положения различных сословий и категорий населения – то есть были разработаны и утверждены их права и обязанности, обязательные для исполнения каждым представителем соответствующей социальной группы. Фактически это выразилось в расширении прав и уточнении обязанностей дворянства, а также в усилении гнета крепостных крестьян.
При этом в рамках соответствующих изменений, за время пребывания Петра I у власти произошло преобразование самой концепции российского самодержавия:
- Во-первых, Петр I заложил основы российского абсолютизма. По утверждению современником он чувствовал и вел себя на престоле как государь «по рождению и божьему соизволению»;
- Во-вторых, Петр на нормативном уровне установил порядок передачи престола в России, издав в 1722 году указ, согласно которому монарх при жизни должен был назначить себе приемника из числа самых достойных.
При этом анализ исторического контекста проведения соответствующей реформы позволяет сделать вывод о том, что она была проведена не случайно, поскольку после смерти царевича Алексея возникла кризисная ситуация, в которой Россия фактически могла остаться без наследника престола.
Примечательным фактом является то, что сам Петр I, учредив соответствующую процедуру передачи царской власти в России, воспользоваться предусмотренными ею возможностями не успел, так как до собственной смерти не назначил преемника.
Говоря о последствиях и оценке реформы престолонаследия, можно прямо сказать только то, что оценивалась она неоднозначно, как самими современниками Петра I, так и исследователями, которые в будущем проводили анализ петровских преобразований.
Последствия реформы престолонаследия Петра I
Как было отмечено выше, реформа престолонаследия, проведенная в связи с изданием указа Петра I в 1922, о назначении преемника самим самодержцем при его жизни, неоднозначно оценивается в истории нашей страны. Так, к числу безусловно негативных последствий следует отнести то, что во многом именно его принятие обусловило целую череду «дворцовых переворотов». На справедливость такого утверждения, и реальное существование зависимости между актом о престолонаследии и дворцовыми переворотами указывается то, что до издания соответствующего указа не только в представлении самих россиян, но и что более важно – в умах представителей дворянского сословия царь ассоциировался исключительно с прямым наследником правящего самодержца по отцовской линии.
При этом после вступления его в силу соответствующего указа, российский престол мог теоретически занимать кто угодно, тем более, если он находился в хоть каком-то родстве с императорской фамилией и пользовался поддержкой гвардии.
Однако следует обратить внимание на то, что реформа самодержавия в эпоху правления Петра I не связывалась только с принятием указа 1722 года, а рассматривается в качестве целостного изменения положения самодержца.
В этой связи, в качестве одного из элементов реформы самодержавия следует назвать изменение положения российского царя, в результате принятия Петром в 1721 г. титула Императора. Такое изменение, вкупе с его признанием европейскими государствами, после победы над мощной Швецией не только позволило России считаться равной среди других европейских государств, но и претендовать на определенное лидерство, по крайней мере среди государств Центральной Европы.