Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники
Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники

Идеология самодержавия

Идеология самодержавия стала основной идеей правления Николая I.

Дело в том, что в день его восшествия на престол 14 декабря 1825 г. произошло восстание декабристов, после чего режим начал ужесточаться. Николай, во избежание повторения восстания, начал подавлять вольнодумство. Он опирался на социальную базу в виде помещиков и бюрократии. Был создан цензурный устав, получивший название «чугунного», так как он был очень суров.

В 1830-е гг. было сформировано идеологическое обоснование реакции – теория «официальной народности», которая выражалась в трех словах «православие, самодержавие, народность». Автором этой идеи был министр народного просвещения С.А. Уваров. В основе этого утверждения было разъяснение, что православие – нравственная база жизни русского народа, самодержавие – традиционный устой русской жизни, который исторически сложился, народность – единение народа и царя, которое оберегает страну от социальных катастроф. Так, всякое выступление против самодержавия и критика церкви могли интерпретироваться как действия против коренных интересов народа.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Уваров использовал просвещение как инструмент внедрения охранительных тенденций, поэтому всем работникам сферы образования предлагалось строить обучение на основе этой формулы.

Западники и славянофилы

В таких условиях усиления реакции и запретов на свободу слова, естественно, началось формирование либеральной мысли, направленной против николаевского строя. В 1840-х годах в результате размышления о судьбах России возникло два идейных течения:

  • западничество: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, П.В. Анненков и пр.;
  • славянофильство: А.С. Хомяков, Ю. Самарин, братья Киреевские, А.И. Кошелев, братья Аксаковы.

Главным импульсом к их появлению было «Философическое письмо» П. Чаадаева.

Эти два течения объединяли несколько черт:

  • патриотизм;
  • вера в светлое будущее России;
  • критика существующего положения вещей;
  • критика крепостничества - при этом западники указывали на то, что крепостное право это только одно из проявлений произвола, который объял действительность России.

Однако различий у них было больше, так что разберем каждых по отдельности.

Корни славянофильства уходят глубже XIX в. Считается, что на формирование движения приверженцев «славянства» оказали влияние религиозные ценности, концепция «Москва – третий Рим» и реформы Петра I, разделившие общество на две части. Славянофилы выступали за самобытность России, православные идеи. К этой идеологии тяготели по большей части помещики со средним доходом, выходцы из разночинцев.

Славянофилы полагали, что у России свой путь развития; формула «православие, самодержавие, народность» будет способствовать успеху России и поможет добиться ей высокого положения в мире. Реформы возможны только мирным путем. Они считали, что для России самодержавие является единственно возможной формой правления, и выступали против введения конституции.

Касательно крепостного права они высказывались схоже с западниками: его необходимо отменить. Однако необходимо было сохранить обычный уклад жизни крестьян – общину, которую следует наделить землей.

В сфере развития экономики они полагали, что правительство обязано помочь перейти на механизацию труда, развивать банки и железные дороги, но последовательно.

Деятельность Петра Великого они оценивали отрицательно, считая, что он заставил Россию идти по непривычному и чужому для нее пути.

Корни западничества стоит искать в XVI-XVIII вв., когда страна открывала для себя Европу, и становилось ясно, что между нею и Россией существует огромная разница. Подданные начали задаваться закономерным вопросом, почему так произошло, и, соответственно, искать пути решения этой проблемы. Прогрессивные дворяне начали создавать тайные общества, где обсуждались будущие реформы России на примере Европы. Представителями одной из таких организаций были декабристы.

Также на западников оказали влияние идеи Просвещения, представители которого - европейские философы, такие, как Монтескье, Дидро, Руссо пропагандировали идеи свободы, равенства, ограничения власти правителя.

Основными представителями западников были дворяне, богатые купцы и разночинцы. В вопросе о выборе пути, западники стояли на твердом убеждении, что России следует идти по пути Европы, так как изучение и принятие западных достижений позволит стране достичь бо́льших успехов благодаря заимствованиям. В вопросе о путях преобразований западники не были единодушны, разделяясь на два направления: либеральное выступало за мирные реформы (К. Кавелин, Т. Грановский), а революционное – за решение проблем «снизу», то есть радикально (Н. Огарев, А. Герцен). Разделение было и в проблеме выбора строя: либералы были за монархию конституционного типа, а радикалы – за республиканское государство. Петровские преобразования, которые имели западную направленность, были для них величайшим делом.

Западники выступали решительно против крепостного права и общины: они полагали, что освобожденные крестьяне станут наемными работниками, а это позволит увеличить рост и темпы промышленности. Экономику же следует развивать с использованием достижений западных государств.

В государственных делах религия мешать не должна – это утверждение прямо противоречило представлениям славянофилов о важнейшей роли православия.

На государственные дела эти идеологии влияния не оказали, что если посмотреть на дальнейший путь развития России, то будет очевидно, что она пошла по западному пути. Крестьянская община начала разлагаться, церковь отделяется от государства, а самодержавие вообще вскоре пало.

Главным тут является факт, что представители обоих течений считали, что в стране действительно необходимы перемены, а откладывать их реализацию будет просто критично. Крепостное право тянуло Россию назад, и это было очевидно не только интеллигенции. Стране была необходима развитая экономика, которая не могла продвигаться при существовании крепостного права.

Замечание 2

Позже эти течения начали сближаться, а в их спорах в какой-то мере родилась истина – эти дискуссии способствовали развитию общества и пробуждению интереса к его проблемам.