Марксистско-ленинские концепции происхождения государства
По идеям этой концепции, государство является результатом изменений социально-экономических отношений, способов производства, итогом возникновения классов, а так же обострения борьбы, возникшей между ними. Оно выступает в роли средства угнетения людей, поддержки господствующего одного класса над другим. Но при уничтожении классов умирает и само государство.
Плюсы этой концепции находятся в том, что она основана на социально- экономических факторах общества, минусы - в недостаточной оценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и других причин, оказывающих влияние на процессию образования государственности.
Государство, согласно марксистско-ленинской концепции, произрастает в результате естественноисторических процессов развития, таких как: постепенное развитие производительных сил; разделение труда; появление частной собственности; имущественная и социальная дифференциация общества; раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д., как аппарат власти принудительного характера экономически господствующего, эксплуатирующего класса над неимущими, эксплуатируемыми классами.
Исторически государство возникло в образе рабовладельческого государства, на смену ему — как результат общественного развития — приходит феодальное, а позднее и буржуазное государство.
Уничтожение при помощи пролетарской революции частной собственности как базиса классов, государства и права открывает пути к бесклассовости, безгосударственности и внеправовому коммунистическому обществу. Общество коммунистического типа и общественное самоуправление— это, по марксистским представлениям, конкретное повторение первобытного коммунизма и догосударственного самоуправления общества первобытного строя.
Государство по Ленину
В подходе, выдвинутом В. И. Лениным к понятию государственности, акцентируется внимание на антагонизме классов и на природной классовости государства. Государство является продуктом и проявлением непримиримости противоречий классов. Государство образуется там, тогда и потому, что классовые противоречия объективно не могут являться примиренными. И, наоборот: существование государства доказывает непримиримость классовых противоречий.
Идеи К. Маркса получили распространение в России с 70-х годов 19 столетия. В 1898 году на первом съезде создалась общественная российская марксистская партия РСДРП, расколотая после пяти лет на следующие течения: большевистское; меньшевистское.
Лидер идеолог большевизма - В.И. Ленин (1870—1924 годы) - российский политический деятель. Его концепт власти и государственности развивал положения Энгельса и Маркса о государстве. Среди данных положений главными являются положения: о государственности классов; о пролетарской диктатуре; о советском государстве; о руководящих роля коммунистической партии.
Сугубая классовость является врожденной, неотъемлемой и всеопределяющей чертой государства. Она присуща ему в силу следующих причин:
- рождение в государстве антагонизма классов, который расколол общество со времени закрепления в нем частной собственности на группы общества с противоборствующими экономическими интересами;
- укомплектование государственного аппарата лицами из господствующего класса;
- осуществление машиной государственной политики, являющейся выгодной для господствующего класса.
Вторым наиболее важным положением ленинского учения о государстве является идея государственности в образе орудия диктатуры господствующего класса.
Конкретное содержание явления «диктатуры класса» Ленин находил в том, что:
- диктатура определенного класса составляется его властью, то есть господство над любыми остальными группами социума;
- данная диктатура включила в себя ориентир власти на насилие, которое осуществляется в самых разнообразных формах;
- особенный признак диктатуры класса - его абсолютная несвязанность какими-либо законами.
К вопросу о свободе, которая рассматривается во всех ее аспектах, реализуется при помощи институтов демократии и права, В.И. Ленин на всем пути собственной деятельности был равнодушным. Он являлся последовательным антилибералом.
Проводя анализ проблематики государства и революции, В.И. Ленин находил две возможности:
- использовать прежнюю государственную машину;
- полностью разломать ее.
Следуя за Марксом, он выбрал второй путь. «Все старые революции совершенствовали государственную машину, а ее надо разбивать, ломать». Пролетариат учредил собственное государство не для постановки свободы в обществе, а для подавления путем насилия своих противников. Государственной формой диктатуры пролетариата, привлечения трудящихся в жизнь политики, по мнению Ленина, должна являться Республика Советов. Собирание советского государства считалось одним из открытий, которое создал Ленин в области политической теории. Советы представлялись учреждениями, одновременно и издающими законы, и исполняющими законы, при этом же контролируют их исполнение законодательства. Строится республика такого типа на базе демократического централизма, что предположило выборный характер всех органов власти сверху и донизу, их подотчетность и подконтрольность, депутатская сменяемость и т.п.
Ярчайшим элементом учения Ленина о государственности представляется положение о руководящей роли коммунистической партии в государстве. «Никакой важный политический либо организационный вопрос не может быть решен ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководствующих указаний ЦК партии».
По теории партия и институты государства сохранили свои внешние специфические черты. На уровне кадров данные структуры сплетались, сращивались. В форме партийных функционеров большевики принимали управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же претворили их в жизнь. Не получилось даже «однопартийного государства», потому как, нет самой государственности в образе суверенной организации публичной власти. Перспектива отмирания государства оборачивалась в жизни полной анемией собственно-государственных институтов, образованием в обществе таких негосударственных структур, как компартия, создавших организацию власти тоталитаризма и самостоятельно стали ее подлинными центрами.