Теологическая теория
Данная теория происхождения государства явилась одной из первых доктрин, которая поясняла происхождение государства и права в результате божьей воли. Еще в древних Египте и Вавилоне возникали схожие идеи. В силу занимаемого положения у духовенства существовала возможность оказания значительного влияние на формирование соответственного общественного мнения.
Самыми известными представителями данной теории являлись:
- Ф. Аквинский;
- Ж. Маритен;
- Ф. Лебюфф.
К примеру, ученый-богослов Фома Аквинский полагал, что процессия возникновения и развития государственности аналогична процессии создания богом мира.
Теологическая теория, как и любая догма, не подлежит доказыванию, но ее невозможно и полностью опровергнуть. Вопрос ее истинности разрешается совместно с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, все в итоговом счете, является вопросом веры.
Патриархальная теория
Возникла в древние время. Основателем данной теории является Аристотель. Однако схожие идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским.
Смысл этой теории состоитв том, что государство возникло из перерастающего из поколения в поколение семейства. Глава семьи является главой государства, то есть монархом. Его мощь власти, этим образом, является продолжением отцовской власти.
Аристотель полагал, что государство является не лишь продуктом естественного развития, но и так же наивысшей формой человеческого общения, то есть семьей, селением. В средневековье данная теория послужила объяснение отеческой (абсолютной) власти монарха. Положения данной теории развил ученый китайского происхождения - Конфуций.
Государство рассматривалось им в форме большой семьи. Императорская власть представлялась им в образе власти отца нации, который обязан проявлять заботу о подданных. Отношения между населением были изображены в образе семейных отношений, построенных на строжайшей субординации. Подданные должны быть преданными, почтительными и законопослушными, полностью подчиненными своим правителям.
Органическая теория
Эта теория появилась в древности и полностью была сформирована в 19 веке. Ее представителями являлись Г. Спенсер, Вормс, Прейс.
Первейшие представления о государстве как о подобии человеческого организма формулировались древнегреческими мыслителями. Платон сравнил структуру и функции государства со способностями и сторонами души человека. Аристотель же считал, что государство в некоторых отношениях напоминает живой организм человека. На данном основании он отрицал возможность существования человека в образе существа, которое изолировано от окружающего мира. Общество и государство являются единым организмом.
Теория насилия
Является относительно новой теорией. Но предпосылки данной идеи зарождались в рабовладельческой эпохе. В виде самостоятельного учения она оформилась в 19 веке. Ее представителями являлись Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.
На первоначальном этапе формирования государства они объяснили его происхождение факторами военного политического характера, то есть завоеваниями одними племенами других. Именно с целью подавления порабощенного племени, и было создано государство, начали приниматься законы.
Психологическая теория
Представителями данной теории, которая возникла в середине 19 века, были Г. Тард и Л.И. Петражицкий.
Они поясняли появление государства сквозь призму свойств психики человека, то есть его потребностью подчинения и желанием быть зависимым от элитного слоя. Народ рассматривался ими в образе пассивной инертной массы, которая находится в поисках подчинения.
Общество и государство они видели в форме суммы психических взаимных действий людей и их разнообразных объединений. Человеку согласно их учению присуща психологическая потребность проживать в границах организованного сообщества, а также необходимость коллективного взаимного действия.
Теория общественного договора (Договорная теория)
Данная теория объяснила возникновение государства путем заключения общественного договора, являющегося результатом разумной воли людей, на базе которого происходит объединение людей добровольного характера с целью наилучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассмотрено в форме искусственного произведения сознательной воли человечества, стремящегося этим способом наиболее эффективно обеспечивать свободы и порядок в обществе, принадлежащие им.
Отдельные положения этой теории были разработаны еще в 5 - 4веках до нашей эры древнегреческими софистами. Согласно данной теории, в процессе человеческого развития права одних людей входят в противоречие с правами иных людей, порядок нарушается, образуется насилие. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности люди заключают между собой соглашение (договор) по созданию государства, добровольно отдавая часть своих прав ему.
Ирригационная теория
Ее представитель - современный ученый немецкого происхождения К. Виттфогель. Возникновение государства он связал с потребностью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных восточных областях.
Материалистическая (классовая) теория
Основные положения данной теории излагались в трудах Ф. Энгельса "О происхождении семьи, частной собственности и государства" и К. Маркса.
Данная характеризуется следующими аспектами:
- Первый аспект - государство возникло в форме продукта непримиримости, борьбы классов, в образе орудия подавления господствующим классом остальных классов.
- Второй аспект - в результате развития экономики усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы. Это вызывает необходимостьусовершенствования управления, это и подводит к происхождению государства.
Принципиальными положениями материалистической теории являются:
- классовость структуры общества;
- экономическая обусловленность права.