Подходы к классификации политических решений
В классификации политических решений значимыми являются два подхода.
Изначально политические решения принято подразделять на решения:
- Принимаемые в управленческих целях, то есть для регулирования процессов в общественной среде.
- Направленные на властное закрепление правящей элиты и поддержание устойчивости существующего режима.
Вторично политические решения подразделяются на:
- Стандартные (инструктивные): их принятие обуславливается существованием стандартных требований, их выработка и утверждение является делом по большей части техническим, опирающимся на уже существующие нормативные акты, которые предписывают в определенные сроки принимать это решение, к примеру, ежегодное решение о призыве в ряды ВВС РФ, решение Правительства РФ о сложении полномочий перед Президентом РФ и т.д.
- Инновационные: формируют практики или институты, которых ранее не существовало, и требующие иных механизмов выработки, принятия и осуществления, (решения об изменении избирательной системы либо масштабной реформе местного самоуправления в границах всего государства и т. д).
Типы принятия политических решений
К основным типам принятия политических решений относятся:
- закон, который принят представительным органом власти либо референдумом - всенародным голосованием;
- постановление органов исполнительной ветви власти;
- указ Президента государства;
- решение высшего органа политической партии (устав, программа, политическое заявление);
- политический гражданский выбор.
К базовым этапам деятельности по поводу политических решений относят: подготовку, принятие, реализацию решения.
Этап подготовки политического решения включает в себя множество процедур: образование повестки дня; понимание существования проблемы, анализ проблемной ситуации и собирательство информации о ней; постановка проблемы; построение альтернативных вариаций решения проблемы, их сравнение и оценка, приготовление проектов решения.
На данном этапе из общего социального контекста избирают те конфликты и требования, которые обладают политическим характером. Так формулируется повестка дня, то есть общность проблем, которые необходимо разрешить политическими методами и средствами урегулирования.
Что касается типологии политических решений, то одной из наиболее популярных разновидностей является типология Р. Макридиса, выделяющего три типа.
Первый получил название фундаментального, - данный тип решений касается всей схемы принятия решений в обществе и непосредственным образом само лицо, которое принимает решение. По сути, речь ведется о таких решениях, кардинальным образом изменяющих существующую систему политики.
Второй тип политических решений - это законодательные решения законодательные, затрагивающие права и статус множества членов общества и учреждают новые процедуры принятия решений в общественной среде. К ним относят законы и подзаконные акты, которые принимаются органами законодательной ветви власти.
Наконец, третьим типом решений являются решения, касающиеся индивидуальных, отдельных случаев, которые Макридис именует судебными или административным. По факту они являются техникой применения решений второго типа к определенным ситуациям. Принятие политических решений (ППР) представляет собой сложнейший динамический процесс, чья гиперкомплексная структура образует крупную проблему для устройства адекватных теоретических моделей. Эту процессию можно рассмотреть посредством призмы двух основных, более общих подходов, которые рассматривают проблематику с противоположных сторон. Это дескриптивно-экспликативный подходы и нормативно-прескриптивный.
Средь сторонников первого из них множество специалистов по кибернетическим и математическим методам, философов, экономистов, вырабатывающих политические принципы и идеологические доктрины, а также юридических деятелей. В границах этой парадигмы мир политических решений понимается чем-то, поддающимся реконструкции при помощи идеальной модели, которая выступает в качестве универсального эталона. При таком аналитическом подходе принятие политических решений понимается сквозь призму нормативно формализованной (на логическом или математическом уровне), заданной и непротиворечивой модели, которая предписывает принимающим решения лицам исполнение некого сборника операций, согласно фиксированным критериями.
В границах дескриптивно-экспликативного подхода, являющегося в особенности популярным средь управленцев, психологов, социологов и политологов, внимание обращается не только на «видимых» формализованных процедурах и нормах, но и на неформальных правилах игры и "теневых" механизмах. Наравне с количественной обработкой данных, здесь используются и методики качественного анализа информации, прежде всего методика «изучения случая или прецедента» "case study". При изучении процесса принятия политического решения принимаются к учету наиболее разные факторы: от индивидуальных мотиваций и социальных сетей до макроэкономических условий, социокультурных стереотипов и организационных иерархий.
Принятие решений на подготовительном этапе
Как правило, на данном этапе разнообразные группировки отстаивают свое понимание того, в какой очередности необходимо разрешать важнейшие проблемы общества. Избирательное отношение к актуальности каких-либо социальных вопросов может быть определено идеологическими требованиями, ролевыми ожиданиями представителей управляющих кругов, прошлым опытом, личными симпатиями и иными причинами.
Основное условие разработки «повестки дня» - получение информации, которая, собственно, и образует для управляющих проблематичную ситуацию.
Множество противоречий и проблем, которые возникают на подготовительном этапе, могут разрешаться на следующих этапах принятия решений.
На основании разработанной и откорректированной «повестки дня» формируются политические цели развития и средства их достижения. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными, промежуточными и окончательными, первостепенными и второстепенными.