Роль политических решений
В условиях не сформированной еще политической системы для властных органов на местном уровне растет актуальность задачи рационализации процедуры подготовки и принятия политических решений, проведения их анализа на:
- Конфликтогенность;
- Эффективность.
Принимаемые политические решения оказывают воздействие не лишь на последующее состояние муниципального образования, но и на личную судьбу тех, кто принимает данное решение. В связи с этим принятие важнейших решений, которые затрагивают интересы общества, должно обладать обдуманным, научным характером.
Принятие политических решений - важнейший элемент в преобразовании требований разнообразных групп населения в приемлемые для всей общественной сферы методы и средства урегулирования отношений в социуме. По факту, принятие политических решений отражается преобразованием политической власти в управление процессами социальной сферы.
Виды реализации решений
Традиционно выделяют следующие виды реализации решений:
- Элитизм;
- Популизм;
- Радикализм;
- Консерватизм.
Любому из названных видов соответствуют конкретные методики властного регулирования, которые зависят от характера взаимоотношений населения и органов власти.
Элитизм отличается закрытым характером принятия и реализации политических решений на всех ступенях. Общественные силы и население не имеют возможности оказать какого-либо значительного влияния на разработку и изменение решений.
При политике консерватизма властные органы стремятся применять традиционные методы и формы политического регулирования.
Радикальная политика отличается стремлением к применению необычных, крайних методик реализации решений. Политические и социальные последствия, которые вызываются радикальными методами, как правило, раскалывают общество, нарушают согласие и гражданский мир.
Популизм для достижения каких-либо целей делает ставку на мнение общества. Правящие элиты пытаются использовать определенный набор лозунгов и призывов к населению, реализация которых, по их мнению, сможет обеспечить успешное достижение цели.
Признаки политических решений
Для того, чтобы принимаемое решение обрело поддержку в обществе, на первом этапе к процессии целесообразно привлекаются общественные организации и широкие слои населения, что и является одним из первых признаков политических решений. На этапе обсуждения и формулирования проблемы к процессии активным образом подключены общественные организации, политические партии, эксперты, средства массовой информации, потенциальные исполнители принимаемого решения.
Очевидным является, что на практике важно исходить не лишь из оптимального, но и из возможного образа действий. А если учитывать, что реальные проблемы, которые требуют срочного принятия решения, могут возникнуть и исчезнуть слишком внезапно, в практической политике часто не следует логически предписываемой схеме уста¬новки проблемы и ее разрешения.
Несмотря на весомую роль процедур и регламента принятия политических решений, а также материального обеспечения деятельности всех лиц и технического персонала, занятых в данном процессе, как правило, в нем господству¬ют неформализованные процедуры, находящиеся в зависимости от личного опыта лиц, которые определяют средства и цели их достижения, от персональных знаний и интуиции руководителей и их личностных взаимосвязей.
Кроме того, так как в большинстве сообществ, обычно, не существует какой-либо одной группы, которая целиком и полностью способна проконтролировать принятие решений, то это решение зачастую представляется компромиссом, что лишь усиливает субъективизм. Таким образом, необходимо признать, что политическая власть во множестве реализуется посредством личного влияния и, несмотря на регламентирующую роль процедур и правил принятия решений, данный процесс включает значительную долю непрогнозируемости и непредсказуемости.
В то же время, знание и понимание общих типологических проблем, последовательное использование рациональных, общетеоретических познаний для урегулирования определенных вопросов помогут достичь эффективного управ¬ления в сфере политической жизнедеятельности.
Политическое решение является управленческим решением, появляющимся в итоге сложного неформального и формального взаимного действия политических институтов, акторов, социальных групп. Оно направлено, как правило, на общественную сферу в целом или на большие группы социума, обладает или же предполагает в итоге реализации наиболее важные политические, социальные, экономические и другие последствия в масштабах государства, множества государств или на международном уровне.
Признаки политических решений, по большей части, уже зафиксированы в сформулированном выше определении, но подчеркнем их еще раз и уточним.
Политическое решение:
- Всегда затрагивает одну из сфер жизнедеятельности общества в целом или же интересы крупной группы социума, или же целого населения, а не отделенного коллектива;
- Обладает серьезными социальными последствиями и высокой социальной значимостью, речь идет, например, о корректировке политического курса, изменениях в системе политики;
- Комплексный характер подготовки политического решения, имеется ввиду то, что проект политического решения подготавливается не единичным человеком, а группировками (референты, комитеты ГД и пр.), производится экспертиза, в том числе, правовая);
- Существует опора на «обратную связь»: часто политическое решение принимается или под косвенным влиянием «снизу» или непосредственным влияние, или же корректируется уже в процессии его реализации конкретно из-за влияния управляемых.
Таким образом, принятие политических решений - процесс не только двунаправленный, но и характеризующийся комплексным взаимовлиянием и взаимодействием его субъектов.