Сущность культа личности
Личности, которым предписывались сверхъестественные качества, существовали во все временные периоды. В древнее время люди преклонялись божествам, а позже на данную роль были выбраны люди (по праву рождения или по предполагаемым заслугам).
Речь идет о превознесении конкретного человека, которым является реальный государственный деятель. Тем, кому интересно знать, что означает культ личности, следует привести в пример такие известные всем имена, как Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун и пр. В монархиях абсолютного типа императоры и цари играли роль Богов. Их почитали, им преклонялись, прославляли не за определенные качества, а просто за их фактическое нахождение на престоле.
При авторитарных режимах и диктатурах находиться у руля власти считалось уже малозначимым - необходимость существовала в обладании выдающимися качествами, которые делают правителя достойным такой занимаемой должности. Держа в руках мощнейшие пропагандистские инструменты, легко выдавать себя за того, кого народ желает лицезреть своим правителем и вождем. Об этих людях слагали поэмы и былины, писали биографии еще при их жизни. Их труды изучались в учебных заведениях, абсолютно везде устанавливали им памятники.
Причины установления культа личности
Этот феномен может формироваться лишь в конкретных условиях:
- Во-первых, такое является возможным в обществе с социально-незрелыми индивидами, которые не желают принимать на себя ответственность за собственные действия.
- При недостаточном уровне образованности складывается конкретный фиксированно-ритуализированный поведенческий стиль.
- Невозможность масс критическим образом мыслить раскрывает перед диктатором широчайшие возможности в манипулировании и управлении сознанием общества.
- Народ наделил его наилучшими качествами, такими как, мудрость, решительность, непоколебимость, доброта и иными, не давая себе даже на миг усомниться в правильности его действий.
Причины установления культа личности связываются так же и с кризисом в государстве:
- война или беспорядки;
- разгул криминала;
- рост цен;
- отсутствие товаров на прилавках магазинов.
Массовые беспорядки требуют сильного управителя, и таковой находится всегда.
При этой форме управления вся власть сосредотачивается в руках одного вождя. Всеми способами искоренив инакомыслие он становится главной политической силой. Все аспекты жизнедеятельности людей являются подконтрольными государству. Народ напуган, он вынужден подчиниться власти, уважать ее, хоть и не обладает представлением о том, сколь эффективной является такая политическая сила. На этой почве формируется культ личности, которая принимает на себя роль локомотива, а члены общества – винтиков в громадной машине.
Последствия культа личности можно увидеть на примере критики культа личности Сталина. После доклада Хрущева 25 февраля 1956 года, на котором он рассказал всю правду о заслугах вождя, в государстве стали происходить беспорядки, поднялась волна общественного негодования.
Списывая все ошибки прошлых периодов на вождя всех народов, Никита Сергеевич умалчивал о собственной роли в этих перегибах. Общество как будто перестало быть в оцепенении, и не просто ожидало реформации, а начало прямо требовать ее. Сформировалась особенная психологическая атмосфера нетерпения, стимулировав власть к решительным действиям и усилив опасности перехода курса на пропагандистский популизм. В дальнейшем это и случилось.
Развенчивая миф о непогрешимости единственного лидера, приходящие к руководству не одерживают победу, а терпят проигрыш. Конечный результат этого процесса характеризуется следующим:
- Подрывом народной веры в совершенство высшей власти как таковой.
- Критика культа личности в советском обществе вела к разрушению системы абсолютного страха.
- Мучительным критическим переосмыслением мировой социалистической практики общественной средой.
- Расколом мирового коммунистического движения, вступление его в период кризиса, из которого оно уже не в силах выбраться. Осуждению подверглись не столь преступления Сталина, сколько вся советская система общества.
Процесс преодоления культа личности состоял в следующем.
Преобразования в советской государственно-политической системе начались сразу же после ухода из жизни Сталина в 1953 году.
Повсеместным образом приступили к ликвидационным действиям, касаемо последствий сталинских репрессий, амнистируя множество заключенных лагерей того времени по всему государству; восстановительным действиям, касаемо законности и правопорядка.
С трибун власти много гласили о преодолении культа личности и его последствий, делая призывы к правильной политике большевизма – правомерной и отвечающей системе принципов идеологии Ленина.
Культ личности вместе с его последствиями задали начало Хрущевской «оттепели», которая претерпела три этапа собственного развития. При этом к волнам «десталинизации» относимы и перестройка Горбачева, а также множество событий современного Российского государства. Быстрыми темпами принимает развитие индустриализации и сельского хозяйства, образуются научно-исследовательские институты, технологический прогресс прорвался к собственным вершинам.
В настоящее время проблематика культа личности представляется теоретическим направлением для работы крупнейших ученых. Они занимаются изучением процесса усвоения нравственных ценностей как составного звена культуры. Базисом гуманистических инноваций в формировании представляется общность ценностей каждой личности – морального облика, черт характера, чувственной основы. В этом и заключен человеко-концентрированный подход к образованию. О культе личности, а так же его последствиях ведется разговор в контексте исследований проблематики культуры личности как неразрывного элемента процессии освоения культуры человеком.