Понятие культа личности
Заводя разговор о понятии культа личности, необходимо упомянуть об увеличении или даже обожествлении человека, который стоит во главе государства или какой-то религиозной организации, к примеру, церкви. Его роль в жизни государства и функции, которые он исполняет, завышаются до громадных размеров, а власть признается неоспоримой или быть может священной, в зависимости от идеологии и отношения к религии. Власть вождя одарена почетом как отданная свыше, а сам он в осознании собственного народа наделен некоторыми сверхчеловеческими способностями, к примеру, по собственному усмотрению изменять ход истории либо непосредственным образом ведать судьбами любых гражданин государства. Наиболее часто данное явление образуется в государствах авторитарного и тоталитарного государственного строя.
Явление культа личности
Культ личности проявляется в возвеличивании конкретной личности, как правило, эта личность является государственным деятелем, посредством пропаганды, в произведениях культуры, документах, законах государства. Пропагандируется в частности то, что личность обладает многочисленными талантами во всех сферах человеческой деятельности, ей приписаны:
- необычайная мудрость;
- способность предвидения будущего;
- выбор единственно правильного решения, которое является определяющим для благополучия народа и пр.
В государственных учреждениях развешиваются портреты такого вождя, на демонстрациях индивиды одевают его изображения, возводятся постаменты. Дополняя список черт выдающегося государственного деятеля личности приписываются лучшие человеческие качества, такие как:
- доброта;
- любовь к животным и детям;
- простота в общении;
- способность сойти к нуждам и чаяньям простых людей.
Хоть такое обожествление представителей власти случалось во все временные периоды, термин «культ личности» более часто используют в характеристиках социалистических и тоталитарных режимов.
Самые известные культы личности - Сталина и Мао Цзедуна.
На протяженности истории большая часть государственных деятелей претендовала на некоторые выдающиеся качества. В абсолютных монархиях короля, императора, царя, султана и т.п. практически возводили в божественный статус. Утверждалось, что монарх является воплотителем божественной воли или сам представляется божеством, то есть полубогом. Обожествление правителя наиболее характерно для Китая периода империи, древних Египта и Римской империи.
При развитии революционного движения в Европе в 18-19 веках монархам становилось сложнее поддержать идею собственной божественной избранности. В это же время развитость техники и науки передали в руки политическим деятелям изобретения, необычайно способствующие пропаганде собственной личности: звукозапись, фотографию, кинематограф, средства пропаганды и рекламы. Конкретно при помощи данных новейших средств по промывке мозгов создавались грандиозные культы личности 20 века. Критика культа личности традиционно обращалась на диктаторские режимы:
- Сталина при СССР;
- Гитлера при Германии;
- Мао Цзедуна при Китае;
- Ким Ир Сена при Северной Корее.
В период подъема их управления данные лидеры обладали почетом как богоподобные вожди, которые не способны совершить ошибку. Везде развешивались их портреты, писатели, художники и поэты рождали произведения, которые раскрывают разнообразные грани неповторимых личностей диктаторов.
Критика культа личности образовывалась в связи с тем, что возвышение конкретных личностей начало совершаться в революционных движениях, которые по идее должны были находиться в борьбе за равноправие всех членов общества.
Одними из первейших критиков являлись Энгельс и Маркс, что не мешало их последователям поддержать культ их личностей даже после смерти. Маркс писал Вильгельму Блосу: «…Из неприязни к любому культу личности я во время жизни Интернационала никогда не пускал к огласке множественные обращения, в которых были признаны мои заслуги, которыми мне надоели из различных стран, - я даже никогда не давал ответа на них, разве что только иногда за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов происходило на том условии, что из устава будет исключаться все, что способствует суеверному преклонению перед авторитетами.
Хотя Маркс и Энгельс относились неодобрительно к культу личности при жизни, избежать посмертного обожествления им не удалось. Энгельс имел схожие взгляды: «И Маркс, и я, всегда были настроены против любых публичных демонстраций в отношении к конкретным лицам, исключая лишь те случаи, когда это обладало какой-либо значительной целью; а наиболее всего мы являлись противниками таких демонстраций, которые при нашей жизни коснулись бы нас лично».
Наиболее известным разоблачителем культа личности стал Хрущев, который выступил в 1956 году на 20 съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчивал культ личности умершего Сталина.
После разоблачения культа личности Сталина, широкой известности была предана фраза: «Да, при Сталине был культ личности, но была и личность!», которая приписывается разнообразным историческим персонажам.
Самым известным литературным произведением, которое разоблачало культ личности в коммунистических режимах, представляется книга Джорджа Оруэлла 1984 года, в которой выводился образ всевидящего Большого брата, который занят постоянным наблюдением за каждым шагом членов общества. Очень показательно тематика лести правителям раскрывается в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новый наряд короля». Известности предался также комикс Херлуфа Бидструпа, который получил название «Культ личности». Социальные психологи имеют убеждение, что появление явлений, таких как, культ личности либо поклонение идолам обусловлено конкретной общественной средой. Само общество формирует последующие предпосылки для образования подобного культа личности.