Понятие конформизма
Конформизм (от латинского языка «conformis» — подобный, сходный) является осознанным или неосознанным подчинением личности влиянию группы, в которую она включена.
Сущность конформизма сходна с внушаемостью. Но люди по-разному могут поддаваться внушению со стороны группы или совсем ему не поддаются в силу присущего им уровня внушаемости.
От внушаемости как формы некритического и непроизвольного принятия чужого мнения конформизм отличен тем, что наравне с неосознанным подражанием он может выражаться и произвольными его формами.
Конформизм является податливостью личности воображаемому либо реальному давлению группы, проявляющейся в изменении установок и поведения в соответствии с позицией большинства, даже если такая позиция изначально отвергалась субъектом.
Сущность политического конформизма
Политический конформизм является проблемой, заслуживающей особенного внимания. В социальной психологии конформизм определен как поведение индивида в ситуации давления на него группы, приспособление к ее требованиям и ее нормам, которое не всегда может быть осознано человеком. Если человек идет на выборы голосовать не в силу своей убежденности в достоинствах какого-либо кандидата, а потому, что так проголосовал его родственник или знакомый, то он поступает как политический конформист. Также конформизм обозначается как способ приспособленчества в политике, который охарактеризован пассивным принятием существующего порядка, отсутствием своих политических принципов, позиций, "слепым" подражанием всяческим политическим стереотипам поведения, которые господствуют в этой системе политики.
Исследования проблемы политического конформизма продемонстрировали, что он расцветает при некоторых субъективных и объективных условиях. К примеру, если выборы проходят под дулами автоматов, то тяжело рассчитывать на то, что волеизъявление будет свободным. В тоже время, хорошо известно, что выборы в нашем государстве в последние годы перед «перестройкой» происходили отнюдь не в условиях репрессий, тем не менее, в силу политического конформизма более 90% избирателей отдавали собственные голоса за практически безальтернативного кандидата.
Учение о политическом конформизме
С. Верба и Г. Алмонд одним из трех чистейших типов политической культуры выделяли "подданническую политическую культуру", характеризующуюся конформизмом. Ее отличает ярко выраженная ориентация на политическую систему и результат ее деятельности, и минимальное стремление участвовать в ее функционировании. Личность с подданнической культурой признает правительственный авторитет, но не желает участвовать в политической жизни.
Традиционно подданническая политическая культура существует в государствах с оформившейся социально-классовой структурой, то есть, там, где уже свершилась социальная стратификация, но группы общества, за исключением, может быть, управляющей, еще не осознали собственных коренных интересов, не научились отстаивать их. Власть в таких государствах склонна воспринимать народ простой общностью, не разделенной какими-то противоречащими интересами, сплоченной монолитно. Гражданин здесь воспринимает власть в образе гаранта справедливой раздачи благ социума. Он отстраненно относится к делам политики. В обществе преобладает политический конформизм.
Конформистское сознание стало типичным для тоталитарных и авторитарных режимов, где индивид утрачивает собственную самобытность, индивидуальность, неповторимость из-за приспособленчества на работе, в быту, партийной деятельности, на избирательном участке и т. п. У такого человека деформирована способность к творческому самостоятельному мышлению, он приучен к бездумному исполнению функций, и в итоге становится рабом. Явление политконформизма – один из факторов, способствующих развитию кризиса политики в государстве.
Однако в различных условиях конформизм для власти может играть различные роли. В условиях преобладания позитивного отношения населения к власти такое отношение становится элементом нормативного поведения. Оппонирование власти является уделом узкого нонконформистского меньшинства, и сопрягается с большими коллективными и персональными издержками. При молчаливом согласии большинства нонконформистское меньшинство становится объектом давления со стороны власти, испытывает трудности с увеличением собственных рядов за счет недовольной, но конформистски настроенной части общества.
Конформизм на данном этапе работает в пользу власти, расширяя пассивную базу поддержки и обеспечивая тем самым политическое равновесие на базе имеющегося статус-кво. В условиях же снижающегося доверия к властям конформизм оборачивается собственной противоположностью, и способствует образованию нового политического равновесия, которое основано на оппонировании властям со стороны большинства общества. Массовое неодобрение властей ведет к обращению критического отношения к властям в поведенческую норму.
Выражение лояльности к политической власти может обратиться в проявление «дурного тона», который вызывает неодобрение. Конформистское большинство начнет все более активно группироваться вокруг оппозиционных центров влияния. Такой перепад настроений будет отмечаться не только в широких общественных слоях, но и внутри государственно-партийного аппарата - к оппозиции присоединятся:
- члены главной политической силы государства, боящиеся остаться не у дел,
- чиновники, видящие в этом шанс для продолжения карьеры при новом режиме.
Протестные настрои будут распространятся повсюду и угнездятся даже в силовых структурах, при этом сдерживать их будет гораздо труднее, чем ранее. Аналогичные процессы, причем раньше, чем где бы то ни было, обретут развитие в СМИ.
Такой тип сознания, действия и культуры не утрачен в политике и в наш период времени - множество политиков сегодня с легкостью перемещаются из одной партии в иную, из одного учреждения государства в иное с надеждой обрести весомую должность. Такого рода приспособленчество губит нарождающуюся демократию, представляет собой показатель отсутствия политической культуры у политиков и граждан.