Способы урегулирования политических конфликтов
В случае возникновения конфликта необходимым является:
- Выявление мотивов и причин конфликта, его субъективной и объективной составляющих;
- Выявление реальных субъектов, которые имеют собственный интерес в конфликте;
- Выявление конфликтной установки сторон — их ожидания, цели, намерения;
- Оценка состояния внешних условий, в которых происходит развитие конфликта, к примеру, наличие объективных критериев для институционализации конфликта либо факторов воздействия извне на конфликт.
Процедуры по урегулированию политических конфликтов
Следующий этап в урегулировании политических конфликтов содержит множество последовательных процедур, таких как:
- институционализация конфликта — выявление общих принципов и правил в урегулировании политических конфликтов;
- легитимизация - готовность сторон конфликта к соблюдению принятых норм и правил в ходе урегулирования политического конфликта;
- структурирование группировок конфликта - субъективация носителей преследуемых в конфликте интересов и определение характеристик качества и количества участников политического конфликта;
- редукция - последовательное ослабевание политического конфликта из-за его перевода на новый уровень.
Развитие политического конфликта в норме предполагает, что любая сторона может учесть интересы стороны противостояния. Подобный подход дат возможность мирного продолжения конфликта при помощи процесса переговоров и внесения корректировок в прежнюю систему отношений в масштабах и направлениях, являющихся приемлемыми для любой из сторон.
Но может случиться так, что сторона, которая инициировала политический конфликт, декларировала только собственные интересы, не приняв во внимание интересы второй стороны. Противостоящая сторона вынуждается в таком случае принять особенные меры для того, чтобы защитить собственные интересы. Такая ситуация опасна применением насильственных методов. В данном случае политический конфликт может усугубляться, так как силовое влияние обязательно встретит противодействие, которое связано с ресурсной мобилизацией сопротивления силе.
Чем сильнее стремление к использованию силы отмечается в конфликте, тем сложнее будет его разрешить, то есть переход на новые параметры отношений социального характера крайне затрудняется. Насилие образует вторичные и третичные факторы усугубления политической конфликтной ситуации, подчас вытесняющие из сознания сторон базисную причину политического конфликта.
Сущность урегулирования политических конфликтов
Зависимо от возможного итога конфликты подразделены на чистые и смешанные. Первые охарактеризованы тем, что в них не существует места для соглашения, даже для возможного согласия. Вторые могут быть разрешены таким образом, что все стороны могут оказаться в выигрышном положении. Первая модель разрешения политического конфликта по схеме «выиграл — проиграл» основывается на принуждении силой одной из сторон; вторая — по схеме «выиграл — выиграл» — главной задачей считает добровольное конструктивное взаимодействие сторон во благо общей цели.
Урегулирование конфликта является делом довольно сложным. Конфликт по поводу важнейших жизненных установок, ценностей относят к наиболее сложно разрешимым. Здесь подключается к делу то, что именуется принципами, которыми слишком трудно, а иногда и невозможно поступиться. Конфликты в отношении материальных ресурсов регулируются с большей эффективностью.
Урегулирование политического конфликта может проходить разнообразными путями. При разрешении конфликтов довольно редко свершается ситуация (особенно на общественном уровне), когда противоречие меж противоположными интересами, ценностями регулируется посредством «уничтожения» какой-либо стороны, хоть и такие ситуации не исключаются. В большей части случаев происходит согласование интересов в ходе «заключения сделки», итогом которого является компромисс, то есть соглашение на основании взаимных уступок. Политика составлена из таких компромиссов, политика является «искусством возможного».
Предотвратить переход политического конфликта в вооруженное противостояние, понизить его остроту и интенсивность, отыскать вариации его смягчения можно лишь методикой компромисса или консенсуса.
Термин «консенсус» — значит согласие, принятие участниками процесса политики солидарной позиции по каким-либо вопросам. В отличие от консенсуса компромисс представляет собой уступки (одностороннего типа или же взаимного) сторон, которые принимают участие в политическом конфликте по вопросам, которые расположены на центральном месте противоборства. Компромисс может коснуться вопросов тактики (к примеру, взаимный отказ борющихся сторон от вооруженной борьбы и готовность решить исход борьбы за власть в процессе выборов). Возможным является компромисс по более широчайшему кругу вопросов, как на временной, так и на постоянной основе.
Достижение компромисса и консенсуса в долгосрочном варианте является формой урегулирования политического конфликта. Вовлечение принимающих участие в нем сторон в диалог друг с другом, следование ими определенным нормам поведения, которые подразумевают признание друг друга в качестве равноправных и законных субъектов процесса политики, являются формами взаимодействия, диалога, в ходе развития которого обе стороны сближаются. Устраняется субъективная предвзятость к лидерам иной стороны, «образ врага» в сознаниях участников политической жизни заменен «образом партнерства».
Итак, развитие системы политики, ход политической жизни в целом соединяют чередование компромиссов, конфликтов и достижения консенсуса его субъектов. Притом консенсус по всем вопросам, если он не навязывается доминирующей на арене силой, является практически недостижимым. Считается, что политическая бесконфликтность может свидетельствовать об отсутствии развития, загнивании общества.