Понятие и общая характеристика регулирования политических конфликтов
Любое политическое противоборство требует внимания со стороны вовлеченных в него субъектов, а также иных лиц и объединений, способных повлиять на ход и содержание соответствующей конфронтации, поскольку неконтролируемый политический конфликт создает серьезную угрозу социальной стабильности и государственности в целом.
В этой связи, вопросам разработки теории регулирования и разрешения политических конфликтов уделяется большое внимание в политологии и специальной дисциплине – политической конфликтологии. В наиболее общем виде определение регулирования политических конфликтов может быть сформулировано следующим образом:
Регулирование политических конфликтов – совокупность действий, осуществляемых самими субъектами противоборства, а равно иными участниками политических отношений, направленных на предотвращение дальнйшего развития сложившейся конфликтной ситуации, а равно на минимизацию негативных последствий от соответствующего политического конфликта.
Как частично было отмечено выше, деятельность по регулированию политического конфликта отличает особый субъектный состав, представленный не только самими конфликтующими сторонами, стремящимися к поиску выхода из сложившейся ситуации, но и посредниками (третья сторона), непосредственно не вовлеченными в соответствующее противодействие, однако заинтересованными в его прекращении.
Переходя к непосредственной характеристике сущностной стороны деятельности по регулированию политического конфликта, следует отметить, что принято выделять два основных вида соответствующего регулирования – предупреждение и собственно регулирование (управление) конфликта, подробная характеристика которых будет представлена ниже.
Предупреждение как вид регулирования политического конфликта
Как было отмечено выше, первым способом регулирования политического конфликта традиционно признается его предупреждение:
Предупреждение политического конфликта – осуществление совокупности мер, направленных на исключение потенциальной возможности возникновения конфликтного взаимодействия.
При этом важной чертой рассматриваемого способа регулирования политического конфликта выступает то, что рассматриваемая форма применима не на всем протяжении его существования, а только на стадии выдвижения политическими оппонентами собственных притязаний, и осуществления взаимных действий по поводу выяснений позиций друг друга. Поскольку смысл действий по предупреждению политического конфликта состоит в направлении развития событий в русло конкурентного взаимодействия, как условия полного или частичного удовлетворения, либо, напротив, отказа от соответствующих притязаний политических конкурентов.
Говоря о вариантах проведения предупреждения политических конфликтов, следует отметить, что в числе таковых в специальной литературе принято выделять:
- Участие сторон в переговорах, в процессе проведения которых предпринимаются попытки выяснения взаимных претензий и поиска компромиссных решений в условиях действующей системы правового регулирования, а при возможности – также посредством принятия новых актов и соглашений. Обозначенная форма предупреждения политического конфликта является наиболее предпочтительной, и, в то же время, наиболее сложной для практического воплощения, поскольку каждая из сторон должна понимать опасность развития сложившейся конфликтной ситуации;
- Переключение внимания оппонента на другую проблему, либо на иного субъекта конфронтации не прибегая к применению насилия;
- Комбинированный метод, в рамках которого одновременно используются договорные механизмы, а также рассеивается внимание политического оппонента.
Так, например, в специальной литературе, в качестве примера комбинированного метода предупреждения политического конфликта приводится ситуация, при которой в процессе переговоров с работниками промышленного предприятия, готовящихся к политической стачке, последних убеждают в том, что виновником их социально-экономических проблем является не правительство или иные органы государственной власти, или их должностные лица, а руководство соответствующего предприятия. В результате, внутри соответствующего трудового коллектива, как потенциальной стороны политического конфликта происходит дезорганизация, а все внимание, закономерно, переключается на внутренние проблемы, а глобального конфликта удается избежать.
Иными словами, анализ содержания предупреждения, как формы регулирования политического конфликта позволяет сделать вывод о том, что соответствующая деятельность заключается в превентивном воздействии, преследующем цель недопущения открытого политического противостояния и перехода сторон к обострению текущей напряженности.
Непосредственное регулирование конфликта
Следующей формой воздействия на политический конфликт, используемой в тех случаях, когда исчерпываются методы превентивного воздействия, выступает непосредственное регулирование конфликта, определение которого может быть сформулировано следующим образом:
Регулирование конфликта – совокупность мер, предпринимаемых сторонами конфликта или третьими лицами в тех случаях, когда противостояние сторон уже носит ярко выраженный характер, и направленных на снижение враждебности и поиск адекватного совместного выхода из сложившейся ситуации.
Говоря о видах непосредственного регулирования политического конфликта следует отметить, что в числе таковых выступают:
- Регулирование конфликта в ситуации, когда развитие событий демонстрирует готовность участников политического конфликта к принятию агрессивных действий в отношении друг друга, однако характер текущего поведения не выражен в активных актах насилия или вооруженного противостояния;
- Регулирование вооруженного конфликта.