Основные стадии политического процесса
Стадии политического процесса – это определенные этапы развития политической системы, во время которых с этой системой происходят определенные преобразования и изменения.
На каждом новом этапе политическая система обогащает себя новыми свойствами и сторонами (появление нового законодательства, избирательной системы, партий, политических блоков и т.д.). Но при этом происходит само воспроизводство на новый лад. Тип политической системы, ее связи с иными подсистемами общества, классовая природа закрепляются и повторяются на стадии воспроизводства. Воспроизводиться могут политические институты, политические отношения, политические нормы и ценности, язык, символы. Сами участники политического процесса также воспроизводятся в качестве выразителей каких-то определенных политических позиций, исполнители политических ролей, носители соответствующих взглядов.
Политический процесс в жизненном цикле социальной системы подразделяется на следующие стадии:
- Стадия конституирования. Политические силы, пришедшие к власти, создают собственную систему. При этом по базовым ценностям в обществе достигается общественное согласие и принимается конституция.
- Стадия функционирования. Как правило, совпадает со стабильным этапом общественного развития. Функционирование субъектов политики не воспроизводит уже сложившийся порядок.
- Стадия развития. Наблюдаются изменения в полномочиях и структуре государственных органов, перегруппировка политических сил, реформы в разных сферах общественной жизни.
- Стадия упадка. Центробежные тенденции преобладают над центростремительными. Власть используются должностными лицами главным образом в собственных интересах, без заботы об общественном благе. Центральная власть не может ослабление ее легитимности. противодействовать этим изменениям, в результате чего наблюдается. Появляются предпосылки для радикальных изменений в обществе, которые способны привести к конституированию новой политической системы.
Фазы политического процесса
Некоторые политологи отдельно выделяют пять фазы политического процесса:
- вызревание (или формирование) политических приоритетов;
- выдвижение этих приоритетов на авансцену политического процесса;
- формулирование политических вопросов и проблем, которые требуют правительственных и политических решений;
- политическая инструментализация – запуск механизма реализации решений;
- оценка и анализ результатов политических решений.
Формулирование проблем и принятие политических решений включает разработку курсов действий и тактику их применения для реализации и решения проблем, выдвинутых на авансцену политики. Многие политические предложения и программы разрабатываются как официальными лицами, так и назначенными для этих целей людьми из неправительственных организаций.
Политические решения – это действия определенных официальных организаций или лиц, которые связаны с получением поддержки для предложенных программ или с отказом от каких-либо политических альтернатив. Решения могут приобретать формы законодательных постановлений или актов исполнительных органов. Формальными полномочиями обладают официальные субъекты политики – законодатели, органы исполнительной власти, судьи, высшая администрация.
Между принятием политического решения и проведением политической интструментаризации граница достаточно размытая. Проведение политики в жизнь во многом зависит от того, как она администрируется, насколько политические решения являются продуманными. Общественная политика инструментируется при помощи сложной системы административных служб, которые осуществляют большую часть работы, которая была делегирована правительством.
Административные службы, оперируя мандатами закона, могут допустить большую свободу действий в определении того, что они должны (не должны) делать. Часто политические решения представлены в виде общих положений. В такой ситуации административный процесс стал продолжением законодательного процесса.
В принятии решений большую роль играет иерархия. Находящиеся на высших этажах власти должностные лица обладают большими полномочиями и возможностями влияния на принятие решения, в то время как лица меньшего ранга обладают большей осведомленностью в делах.
Нормотворческой деятельностью занимаются ведомства, которые относятся к сферам производства и распределения. Значительной властью обладают такие министерства, как образования, здравоохранения и т.д. Большинство программ требуют значительных денежных затрат и инвестиций. Возникает необходимость в издании большого количества распоряжений относительно применения и использования данных средств.
Финальная стадия политического процесса - стадия анализа и оценки эффективности принятых решений. Политическая оценка в качестве функциональной деятельности может являться частью всех стадий политического процесса. К примеру, оценка политических приоритетов, выдвинутых на повестку дня политики, появляется уже на ранних стадиях политического процесса.
Есть разные типы оценок эффективности политического процесса. Администраторы и политические деятели чаще всего руководствуются критериями результативности и выгодности конкретных проектов и программ. Многие критерии строятся на базе личных интересов и эмоций. Критерии основываются на базе партийных и идеологических интересов. Между критериями существует достаточно большой разброс, который зависит от интересов множества оценщиков. Как следствие, может появиться целый ряд оценок одной политической программы или линии.
Для современного политического процесса характерен ряд общих задач, проявляющихся в разных странах и исторических условиях неодинаково. Развитие политических процессов показывает увеличивающуюся роль политики как мощного орудия действия и фактора общественных сил, системообразующего звена социальных движений, существенного элемента политической власти.