Особенности политики СССР в послевоенный период
5 марта 1953 года умер И. Сталин, после чего произошли значительные изменения политической и экономической сферах СССР.
Основной задачей политиков на этот период стало обеспечение правопреемственности социального и политического курса, а также необходимость проведения реформ в указанных сферах.
Внутренняя жизнь государства на этот момент характеризовалась наличием ряда противоречий, которые основывались на политике Сталина. Прежде всего, продолжалась борьба за власть. В частности, был сокращён состав Президиума ЦK, наступили и иные перемены в кадровой политике государства. Заместителем председателя ЦК стал Л. Берия, причём его власть продолжала постоянно усиливаться.
Руководство государства не могу допустить, чтобы Берия занял руководящие позиции в государстве. В связи с этим он был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма, после чего его приговорили к расстрелу. Позиции остальных руководителей ослабли после смерти Берии, особо тяжко обстояли дела в сфере сельского хозяйства.
Рисунок 1. Особенности политики СССР в послевоенный период. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности политики Н. Хрущева
После того, как был отстранен Маленков, фактически главой государства становится Никита Хрущёв. На 20 съезде КПСС, который произошёл феврале 1956 года, имело место выступление Хрущева с докладом о культе личности Сталина, данный доклад стал отправной точкой в новой политике государства. В частности, Никита Хрущёв приводил примеры беззакония сталинского режима, однако вопрос о тоталитарной системе управления не ставился.
Многие понимали утопичность некоторых идей Хрущёва, однако те лица, которые пытались отстранить его от управления государством, впоследствии были осуждены коммунистами в качестве «антипартийной группы». Однако те лица, которые поддержали Никиту Хрущева, были введены в состав Президиума ЦК.
Никита Хрущёв также провел существенные радикальные шаги в перестройке политического строя государства. В частности, он сделал успехи в демократизации партии, расширил условия приема в партию, создал условия для функционирования местных партийных организаций, а также значительно расширил права союзных республик, что заложило основу для их суверенитета. В 1957 году произошло восстановление прав депортированных при Сталине народов, после 50-х годов также стали активно развиваться различные формы местного самоуправления.
Немаловажные шаги были сделаны в сфере экономических реформ. Так, был взят курс на либерализацию режима проводимой политики, а также рассмотрен ряд экономических проблем. Реформы решили начать с сельского хозяйства, в частности расширить количество колхозов, повысить закупочные цены на их продукцию , расширять посевные площади за счёт целины и залежных земель. На первых порах освоение целины народами дало достаточно серьезную прибавку к продовольствию. Однако никто не учитывал, что необходимо применять особые технологии при освоении данной категории земель (в частности, давать земле периодически отдохнуть), в результате чего при отсутствие определенных алгоритмов и технологии произошел упадок сельского хозяйства.
В 1955 года также появилось такое понятие, как планирования сельского производства. В частности, оно было введено для расширения хозяйственной инициативы на местах. Некоторые функции государственных органов были переданы органам местного самоуправления.
Также значительное внимание уделялось развитию легкой промышленности, производство в данной сфере возросло в полтора раза. Никита Хрущёв вообще значительное внимание уделял именно научно-техническому прогрессу.
Однако в качестве серьезных экономических недостатков за этот период стали выступать экономические просчеты в сфере управления народным хозяйством. Пытались высаживать кукурузу для оптимизации аграрных процессов на полях, выселяли ученых в сфере агрономии из Москвы в деревни, однако это никак не спасало ситуацию. Нарастание кризиса привело к дестабилизации и выступлению рабочих в ряде регионов, а также студентов. Демонстрации разгоняли, однако это не дало ровным счётом никакого эффекта и привело только к росту социальной напряженности. Для того, чтобы снизить социальную напряжённость, власть пошла на увеличение зарплат в госсекторе, удвоила размеры пенсии, снизила пенсионный возраст, сократила продолжительность рабочего дня. Однако кризис системы управления был уже налицо.
Рисунок 2. Особенности внешней политики Н. Хрущева. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности внешней политики Н. Хрущева
Как мы уже сказали, внутренняя политика была направлена на курс либерализации. В связи с этим Никита Хрущёв взял курс на либерализацию и внешнеполитической сферы. В частности, Советский Союз выступил с предложением о сокращении вооружений, а также о прекращении ядерных испытаний. Однако другие страны не поддержали Советский Союз а, в том числе и западные державы, в связи с чем продолжалось наращивание военного и иного потенциала данных стран. Для того, чтобы противостоять странам НАТО, была создана в мае 1955 года Организация Варшавского договора, которая, впрочем, потерпела серьёзный кризис в 1961 году.
Следом за этим кризисом последовал следующий «карибский ракетный кризис», который поставил мир на грань ядерной катастрофы. В частности, после победы на Кубе Фидель Кастро совместно США развёл войну против нового кубинского режима. Советский Союз, решив помочь Кубе, разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. США, Узнав об этом, высказали угрозу о нанесении удара по ракетам. Ситуацию удалось разрешить только в последний момент при переговорах Хрущева и американского президента Джона Кеннеди в 1962 году. Данный кризис стал кульминацией «холодной войны», после чего отношение Советского Союза и капиталистических стран стали немного улучшаться.
Рисунок 3. Стратегическое оружие СССР и США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примерно в шестидесятых годах Советский Союз стал проявлять активность в общении со странами Третьего мира, развитием совместно технологий, а также поддержки данной категории государств. В частности, устанавливались товарищеские отношения с Южным Вьетнамом, Лаосом, Таиландом, Малайзией, Бирмой, активно сотрудничали с Непалом, Египтом, Алжиром. В частности, Советский Союз мотивировал данное решение необходимостью поддержки данной категории государства для преодоления их изоляции.