Понятие «периферийные политические процессы»
Периферийные политические процессы – это политические процессы, которые не оказывают сколько-нибудь принципиального или значительного влияния на преобладающие способы и формы осуществления власти.
Политический процесс состоит из сознательных целенаправленных субъектов политической деятельности (государственных органов, политических партий, социальных групп, индивидов и т.д.), из спонтанных, независимых от сознания и воли участников процесса взаимодействий. Такая совокупность участников и субъектов политического процесса исключает четкую предопределенность и заданность политического процесса в развитии явлений и событий.
Периферийные политические процессы раскрывают динамику образования отдельных политических ассоциаций (групп давления, партий и т.д.), формирования органов местного самоуправления, а также иных отношений и связей в политической системе, которые не оказывают принципиального воздействия на доминирующие формы отправления власти.
И периферийные, и базовые политические процессы различаются по характеру и времени осуществления, а также разнятся направленностью своих субъектов на нормы сотрудничества или соперничества. Критерием различения базовых и периферических политических процессов является степень вовлеченности граждан в процессы принятия значимых решений (в политике).
Периферийные политические процессы отражают изменения, которые могут протекать в явной или скрытой форме:
- явный политический процесс - интересы граждан и групп выявляются в их притязаниях к государственной власти, которая предоставляет для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений;
- теневой, скрытый политический процесс – основывается на деятельности центров власти и политических институтов, публично не оформленных, на властных притязаниях отдельных граждан, которые не выражены в форме обращения к органам государственного управления.
Периферийные политические процессы обладают собственным внутренним ритмом, повторяемостью, цикличностью основных стадий взаимодействия своих институтов, структур, субъектов. К примеру, электоральный процесс начинает формироваться в связи избирательными циклами, политическая активность граждан развивается в соответствии с разными фазами выдвижения кандидатов в исполнительные (законодательные) органы, обсуждения кандидатур, контроля за их деятельностью. Пик активности наблюдается во время выборов, после этого политическая жизнь несколько затихает, реализация контрольных функций за управляющими сходит на нет.
Характеристика периферийных политических процессов
Периферийный политический процесс (как и любой другой) можно определить, как сумму взаимосвязанных событий и явлений, последовательно сменяющих друг друга и наблюдающихся в политической жизни общества.
Сущность периферийного политического процесса представляет собой перечень определенных событий, которые оказывают влияние на перспективы и состояние политической системы общества, которая формируется в виде институциализированной основы государства и его основных подсистем.
Стадии периферийного политического процесса:
- образование политической системы, конституирование;
- воспроизведение признаков и компонентов политической системы;
- принятие и реализация политико-управленческих решений;
- контроль за деятельностью и дальнейшим развитием политической системы.
Основными политическими процессами являются: процесс формирования власти, избирательный процесс, двоевластие, политический кризис, безвластие и др.
Политические процессы могут подразделяться по ряду признаков:
- в зависимости от характера протекающих изменений в рамках политического процесса выделяют - эволюционные и революционные, стабильные и нестабильные процессы;
- в зависимости от направленности – внешнеполитические и внутриполитические процессы;
- в зависимости от способа стимулирования – санкционированные и естественные процессы.
Обязательными участниками периферийных политических процессов являются представители власти – правительственные чиновники, сотрудники силовых ведомств, главы крупных муниципальных образований, оппозиционные элементы.
Наблюдение за формами и состоянием борьбы между оппозицией и властными структурами весьма затруднено, так как в ходе своей полемики стороны используют политическую риторику, которая искусно ретуширует картину изменений, происходящих в обществе. Абстрагирование от такой постановки вопросов, сосредоточение основного внимания на происходящих в обществе изменениях, причастность к этим процессам участвующих сторон не всегда позволяет составить объективное мнение о результатах таких изменений. Ось «власть-оппозиция», лежащая в основе любого политического процесса, предопределяет асимметричность коммуникаций, пронизывающих эти процессы, так как власть выступает одним из основных источников формирования политической системы, политического процесса, в то время, как оппозиция является (уже по одному своему определению) убежденным критиком действующей власти, противопоставляя собственную модель поведения.
В задачи политического процесса входит разработка и внедрение способов сохранения действующей власти. Устойчивость и прочность власти зависит от того, насколько общественно признанной и легитимной является такая власть. На стабильное состояние власти оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. Такая модель представляет взаимосвязь различных факторов, которые обуславливают стратегию политического выбора большинством граждан, определяющих вектор социальных преобразований, которые передаются в компетенцию избираемого лидера.
В основе динамики политических процессов лежит модель электорального выбора, которая позволяет изучать степень воздействия разных факторов на определение ориентированности политического вектора.
Участвующие в выборах граждане отдают голос тем политическим силам, которые смогли предоставить востребованную большинством и наилучшую политическую программу, эффективно провели избирательную кампанию, мобилизовав значительные силы партийных рядов.