Понятие международного политического процесса
Политические процессы различны по собственным масштабным характеристикам и качествам. Одни обладают местным значением, иные захватывают регион, а третьи — целое государство. В плане качества процесс политики может обладать функциональным значением, к примеру, очередные перевыборы парламентского состава, а может приобретать характеры революционного (радикального) переустройства.
Политические процессы международного типа в основе своей базированы на тех принципах, что и все другие, наименее объемные по своим масштабам процессы. Они происходят в итоге взаимодействий или противодействий субъектов политики целого и отличаются по собственным масштабам и характеристикам качества. Но международный политический процесс обладает и своими особенностями. Обратим внимание на некоторые из них:
- Несоизмеримые огромные масштабы. Если же для большого государства региональный процесс отмеривается масштабами краев, областей, штатов и т. п., то для международного процесса словом «регион» может быть весь континент либо несколько стран, к примеру, латиноамериканский регион, регион Средиземноморья и т. п.
- Огромная неоднородность субъектного состава, а так же участников мирового процесса и, как итог, многообразность трудносовместимых интересов, социокультурных идентичностей, ценностей, порождающих противоречия объективного типажа и конфликты перманентности.
- 3Необычайная статусная разнокачественность (дифференциация) субъектного состава международного политического процесса, именно это позволяет доминирующим субъектам навязать собственные условия иным.
Понятие «мировая система политики» в большинстве своем обладает условным характером, с этимсвязывается проблема одного правового поля.
Важные различия в социально-культурных и ценностных нормативных представлениях о наилучшем мировом устройстве. Политики и аналитики именуют данные отличия конфликтом цивилизаций.
Объективная необходимость совместногоразрешения мировых проблем глобального масштаба, таких как предотвращение ядерной войны, мировых экологических катастроф, международного терроризма и пр.
Принцип суверенности и независимости субъектного состава международного политического процесса является базисом международных правоотношений. В связи с этим реализация международно-политических решений находится в зависимости от интересов и доброй воли заинтересованных лиц либо одного из них, способных навязывать собственную волю иным.
Важнейшим элементом международного процесса политики признана международная власть. Эта сила, которая опирается на воинственный, экономический и другой потенциал соединившихся стран, в силах оказывать влияние на поведение субъектов международного процесса политики.
Этим образом, международный политический процесс представляется взаимодействием и противодействием разнообразных субъектов политики в мировом сообществе по поводу конкретных объектов.
Структура международного политического процесса
В политической науке не существует устоявшихся представлений по поводу структуры международного процесса политики. Но на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что данная структура может представляться в виде следующих составляющих:
- субъектный состав международного политического процесса;
- объектный состав международного политического процесса;
- нормативно-правовой базис, на основании которогопостроены взаимные отношения между субъектами.
Главными субъектами международного процесса политики представляются государства и группировки государств. В данный момент в мировом пространстве насчитывается более 200 государств. Формальным образом они все считаются равноправными субъектами мирового сообщества, но на самом же деле их роль и статус в сфере мировой политики не являются равными.
Самое большое воздействие на разрешение международных проблем политики оказывают сверхдержавы:
- США;
- Япония;
- Германия;
- Франция;
- Великобритания;
- Китай;
- Италия;
- Индия;
- Россия.
Шесть из названных государств, а также сюда входит Канада, являются более развитымив экономическом, именуются «большой семеркой». Данные страны являются базисом мирового хозяйственного комплекса. На них приходится 49 % мирового экспорта, 51 % производства промышленного типа, 49 % активов Международного валютного фонда (МВФ).
Китай и Индия являются странами, где численность населения составляетболее 1 млрд человек, в последние 10- 15 лет начали бурно развиваться, так же и в военной области, и их голоса в разрешении международной проблематики обретают более крупный вес.
Российская Федерация по собственным показателям экономики в значительной мере отстает от более развитых государств мирового сообщества. По численности населения наше государство не сравнится с Китаем или же Индией.
Но благодаря тому, что Российская Федерация является второй по уровню мощности ядерного потенциала, занимает самую обширную территорию, а так же обладает выгодным географическим положением, она также продолжает считаться величайшей державой. Кроме этого, за последнее годы Россия существенно улучшила собственные показатели в экономике, оборонную мощность, что поспособствовало возрастанию ее авторитета в мировом обществе.
Особенное место посреди величайших держав и в мировом обществе занимает США. Данное государство является сверхдержавой. В свое же время СССР также являлся сверхдержавой, и мир был разделен на два полюса политики, то есть являлся биполярным. В результате распада Советского Союза США стали единственной сверхдержавой и на данный момент не могут скрыть собственных претензий на единственное в своем лице мировое лидерство.
Роль любой страны в международном процессе политики в своем множестве зависима от ее геополитического положения, определяющего общностью более существенных показателей ее нынешнего состояния, а так же перспектив развития в будущем.