Исследование процессов политики
Совпадая по своей масштабности с политическим пространством, политический процесс распространился не лишь на договорные (конвенциональные, нормативные) перемены, характеризующие поведенческие акции, взаимоотношения и механизмы конкурентной борьбы за власть государства, которые отвечаютобщепринятым в обществе нормативам и правилам игры политики.
Наравне с этим всем процессы политики захватили и те изменения, которые освидетельствуют нарушение субъектами их функциональных ролей, которые зафиксированы в нормативной базе, выход ими за рамки собственных полномочий, выход за грани их политических ниш. Этим самым в поддержание процесса политики попадают так же изменения, имеющие свою роль в жизнедеятельности субъектов, которые не разделяют общепринятые стандарты в отношениях с властью государства, к примеру, партийная деятельность, находящаяся в положении нелегального характера, террористическая деятельность, криминалистическая деятельность политиков в области власти и т.д.
Отображая реальные сложившиеся, а не лишьплановые перемены, процессы политики обладают наиболее выраженным характером ненормативного уровня, что объяснено присутствием в пространстве политики различных типологий движения, таких как:
- волнового;
- циклического;
- линейного;
- инверсионного и пр.
Все они обладают собственными форматами и способами трансформирования явлений политики, их сочетание лишает последних строгой определенности и устойчивого курса.
С данной точки зрения политический процесс представляется совокупностью в какой-то степени самостоятельных, локализованных трансформаций деятельности в области политики субъектов, отношений либо институтов, возникающих на слиянии самых разных факторов,их параметры не могут быть точно определенными, а уж тем более прогнозироваться. При том политический процесс охарактеризован дискретностью изменений или возможностью модификацийкаких-либо параметров явлений и в то же время сохранности в первоначальном образе иных его черт и характеристик, к примеру, смена состава правительства могла бы сочетаться с неизменностью прежнего курса политики. Уникальность, дискретность перемен не включает возможности экстраполяции, то есть перенесения значений фактов настоящего времени на будущее, каких-либо оценок процесса политики, усложняет прогнозирование политики, ставя границы предвидению перспектив в политическом мире.
В это же время любой тип изменений в политике обладает собственным ритмом, циклом, повторением, слиянием стадий и взаимных действий субъектов, институтов, структур.
К примеру, электоральный процесс образуется во взаимосвязи с избирательными циклами, потому как политическая активность населения растет в строгом ориентире на фазы выдвижения кандидатов в законодательные либо исполнительные властные органы, характеристиками их кандидатур, избранием и контролем над их деятельностью.
Свой ритм процессам политики задают решения партий, правящих в настоящий момент. Во времена качественного проведения реформ отношений общества решающее давление на характер жизнедеятельности государственных учреждений и способы участия населения в политической жизни оказывают не решения наивысших управленческих органов, а отделенные события в политике, которые изменяют порядок расстановки и отношение политических сил. Этот «рваный» ритм способны задавать процессу политики:
- военные перевороты;
- международные кризисы;
- стихийные бедствия и т.п.
Отразив реальные, сложившиеся на практике перемены в явлениях политики, политический процесс обязательно вносит в собственное содержание и определенные технологии и процедуры воздействий. Другими словами, политический процесс может демонстрировать тот самый характер перемен, связанный с деятельностью определенного субъекта, который применяет в какое-либо время и в каком-либо месте привычные способы, приемы жизнедеятельности.
В связи с этим использование разнообразных технологических решения даже задач однородного типа предполагает разнообразные по типу характера изменения. Этим образом, без данной технократической ступени политические перемены принимают абстрактный характер, утрачивая собственную специфику и конкретную историческую форму.
Типологии политических процессов
Выделение перечисленных особенностей политического процесса в разнообразных временных и иных условиях предрекает и образования его различных типологий. С содержательной точки зрения выделяют: внутриполитические и международные (внешнеполитические) процессы.
Они имеют различия в специфичной предметной сфере, особых способах взаимодействий субъектного состава, жизнедеятельности институтов, тенденций и закономерностей развития.
Со стороны общественной значимости каких-либо форм политического урегулирования социальных взаимоотношений процессы политики подразделяют на: базовые и периферийные.
Базовые задают характеристику тем разнообразным изменениям в разнообразных сфераз политической жизни, касающихся модификации ее основных, системных свойств.
К ним относятся, к примеру:
- политическое участие, дающее характеристики способам включения широчайших социальных слоев вовзаимоотношения с государством;
- формы переходаинтересов и требований населений в решения управленческого типа;
- привычныеприемы образования элит политики и т.д.
В этом смысле можно думать и о процессе управления государством, куда входят принятие решений, законодательный процесс и пр., который задает базисные направления целевого применениягосударственной материальной силы. В это же время периферийные процессы политики отражают перемены в не самых значимых для общества сферах. К примеру, они раскрывают динамичность формулировки конкретных политических ассоциаций, таких как, партий, группировок давления и т.п., развитие самоуправления на местах, иных связей и взаимоотношений в системе политики, которые не оказывают сильного влияния на главенствующие формы и способы осуществления власти.