Понятие ответственности политических партий
Ответственность политических партий – это неотъемлемый элемент демократического политического механизма, институциональное выражение взаимоотношений и взаимосвязей субъектов политической системы.
Политические партии выполняют роль посредника между населением и государством, организуя общественный диалог по ключевым вопросам развития государства, расширяя масштабы самоуправления, формируя гражданскую активность, укрепляя ответственность за судьбу страны, социума и свою собственную жизнь. Политические партии имеют право выступать с инициативами по разным вопросам общественной жизни, участвовать в избирательной кампании, вносить предложения в органы государственной власти.
Развитие гражданского общества, демократические преобразования предполагают укрепление и расширение политических партий. Особое значение на этапе государственного строительства имеют вопросы доминирования политических партий в разных сферах (в избирательном процессе, выдвижении кандидатов и т.д.).
Конституционная ответственность представляет собой отдельный вид ответственности, для которого характерны собственное понятие, объекты и субъекты, санкции данной ответственности. Ответственность политических партий можно рассматривать, как категорию социальной ответственности, которая объединяет моральную, политическую и юридическую ответственность.
Конституционная ответственность в широком смысле – это необходимость соответствующих субъектов, обусловленная нормами Конституции РФ, отвечать за юридически значимое поведение в установленном порядке, действовать согласно установленным на них обязанностям, претерпевать определенные лишения в случае отклонения.
Ответственность политических партий можно рассматривать в следующих значениях:
- как ответственное поведение;
- как ответственность перед кем-либо;
- как результат поведения, процесс несения ответственности.
Политические партии являются субъектами правоотношений, поэтому могут нести ответственность – политическую или конституционно-правовую. Устанавливая отдельные меры конституционного воздействия, законодательство РФ не дает конкретного регулирования конституционной ответственности. Первая попытка придать конституционной ответственности легитимность была сделана в 1996 году в проекте ФЗ «О федеральных органах исполнительной власти».
Виды ответственности политических партий
Согласно Закону «О политических партиях» партии могут нести определенную ответственность:
- предупреждение;
- приостановление деятельности;
- ликвидация по решению суда.
Предупреждение, как мера ответственности политических партий, в российском законодательстве появилась с принятием в 1995 году закона «Об общественных объединениях». Предупреждение было легализировано, как мера после принятия закона «О политических партиях» (ст. 38) в 2001 году. Орган юстиции может вынести письменное предупреждение партии, ее региональному отделению в случае реализации деятельности, которая противоречит целям, задачам, положениям, предусмотренным уставом партии.
За нарушение Конституции РФ, федеральных законов политическая партия получает предупреждение (п. 1 ст. 39).
Ст. 38, 39 предусматривает разные правовые последствия вынесения предупреждения:
- деятельность партии (регионального отделения) в случае нарушения уставных положений может быть приостановлена только в случае вынесения 2-х письменных предупреждений;
- деятельность партии (регионального отделения) в случае нарушения Конституции и федеральных законов может быть приостановлена при вынесении одного письменного предупреждения (срок установления нарушений для партии – 2 месяца, для регионального отделения – 1 месяц).
Приостановление деятельности партии предусматривает проведение двух процедур: упрощенная процедура – используется при нарушениях Конституции РФ и федеральных законов (приостановление деятельности происходит по решению Верховного Суда – для партий и по решению суда субъекта РФ (для регионального отделения); усложненная процедура – используется, когда деятельность политической партии противоречит ее уставным задача и целям. В первом случае деятельность политической партии приостанавливается сроком на полгода при вынесении одного письменного предупреждения, неисполнении его требований сроком от двух до одного месяца, во втором – требуется два письменных предупреждения, если они не были обжалованы и не были признаны судом, как необоснованные согласно закону. В двух случаях приостановление деятельности политической партии может быть реализовано по обращению органов юстиции в судебном порядке.
По решению высшего руководящего органа политической партии или по решению Верховного Суда РФ политическая партия может быть ликвидирована согласно Закону «О политических партиях» (ст. 41). В данном ФЗ перечислены все основания по которым та или иная политическая партия может быть ликвидирована (неучастие в выборах, отсутствие необходимого количества членов партии, отсутствие региональных отделений партий более, чем в 50% субъектов РФ и т. д.).
Основания для ликвидации политической партии
Политическая партия – это общественное объединение (согласно ФЗ Об общественных объединениях). Любая политическая партия подлежит государственной регистрации, обладает правом юридического лица.
Основные цели политической партии:
- возможность оказывать влияние на власть;
- защита прав и свобод человека;
- защита конституционного строя.
В соответствии с Законом (ст. 44) политические партии несут ответственность, могут быть ликвидированы или запрещены.
Основания для ликвидации и запрещения политической партии:
- нарушение объединением прав и свобод человека:
- грубые и неоднократные нарушения Конституции РФ, федеральных и федеральных конституционных законов, нормативно-правовых актов;
- систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям партии;
- не устранение в срок нарушений, которые послужили основанием для приостановления деятельности.