Модели формирования политических партий
Модели политических партий – это способы формирования партий для выражения различных интересов определенной категории населения (слоев, классов, групп общества) и/ или типологизация политических партий в зависимости от их характеристик.
В современном мире существует огромное разнообразие политических партий. В политике выделяют три основных вида модели политических партий, каждый из них имеет свою специфическую структуру.
Модели политических партий:
- монолитное сплочение;
- демократическое сплочение;
- либеральное сплочение.
Монолитное сплочение. Партии такого типа, как правило, имеют собственную «идеологию», которую выдают за идеологию определенного класса либо конфессиональной или этнической, общности. Они тверды и стабильны в выражении своего направления в политики и требует от членов партии соответствующего идеологического единства. Условия политики монолитного типа партии диктует центр партии или его лидер. «Железная» дисциплина и централизованная структура обеспечивают партии политическую целостность и монолитность. Политика подобных партий очень жесткая, всегда находится в режиме боеготовности в прямом смысле этого слова. К таким партиям можно отнести КПСС, которую было легче разрушить, чем обновить.
Демократическое сплочение. Партии такого вида имеют разную структуру и могут иметь различия в своей идеологии, насколько это позволяют условия государства, в котором организована партия и ее цели. Общей чертой партий демократического типа является коллективизм и принятие коллективных решений. То есть, в политику партии осуществляют все члены партии. Подобное сближение происходит благодаря идеологическому и политическому плюрализму, который характерен для этого типа и выражается в свободе фракций. В партиях данного типа не существует строгой централизации. Основой таких партий является автономия, принятие в состав разнообразных организаций. Политическая платформа обеспечивает некое единство. Дисциплина в партии ограничивается согласованием действий для ее реализации. К этому типу относят демократические партии, социалистические и т.п.
Либеральное сплочение. Подобное сплочение происходить только по идейным, идеологическим ценностям, поэтому к данному типу относят не только либеральные, но и некоторые демократические партии. Эта модель отличается от других определенным, особенным характером сплочения и особенностями структуры. Идейно-политический плюрализм допускает несогласованность между членами партии в разнообразных вопросах программы партии или ее, концепции, в решении политических проблем.
Руководящие органы партий модели либерального сплочения значительно ограничены в своих полномочиях. Только единство в направлении политики сплачивает членов подобных партий. Только единое политическое направление является связующим звеном всех членов подобных партий, остальные принципы, связывающее свободу или инициативу индивидуумов сведены к минимуму. Абсолютно разные критерии гарантируют сплоченность партии, во многом это зависит от качественного и социального состава партии.
Особенности типологии политических партий
Каждая политическая партия имеет несколько характерных черт, по которым выделяются модели партий.
Политические партии можно рассматривать:
- по происхождению партии - парламентские, внепарламентские;
- в зависимости от положения в государстве – правительственные и оппозиционные;
- в зависимости от характера организации – кадровые и массовые;
- по идеологической ориентации - либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и неофашистские партии;
- по программным установкам - левые, крайне левые, правые, крайне правые центристские.
Парламентские партии – это партии, которые организовались из членов парламентских фракций. Такое сообщество, стремится к победе в избирательной кампании, чтобы попасть в состав представительных органов власти. Внепарламентские партии – это партии, которые занимаются оценкой деятельности представительных органов власти и ведут борьбу за депутатские мандаты, как второстепенные представители. Происхождение таких партий обычно связано с развитием массовых движений, а также с развитием демократического общества и, как следствие, расширением участия рабочего класса в политике.
Правительственные партии – это партии, которые победили на выборах, они играют основную, ведущую роль в формировании правительства. Оппозиционные партии – это партии, которые представляют интересы политического меньшинства. Такие партии сосредоточены на критике правящих партий и проводимой правительственной политике.
В состав кадровой партии всегда входят известные люди, так называемая элита, что помогает им в проведении избирательной кампании и в подготовке к выборам. Массовые партии – это отлично организованное общества, основой которого является: активное многочисленное членство, четко сформулированная идеология, твердое мировоззрение. Подобные партии характеризуют, как партии со строгой дисциплиной, со строгим соблюдением устава и программы ее членами.
В качестве примера можно привести следующие партии: коммунистические партии являются крайне левыми; социалисты и социал-демократы являются левыми партиями; к центристским партиям относят такие партии, которые стремятся к компромиссам и сотрудничеству; правыми партиями являются либеральные и консервативные; фашистские и неофашистские партии выступают крайне правыми.
Правление левых партий всегда характеризуется достаточно высоким уровнем государственных расходов на социальные нужды. В экономически развитых странах низкий уровень государственных расходов на социальную сферу обуславливает доминирование правых партий.
Существует шкала для определения модели политической партии. Типология партий имеет многообразные основания, по целям, идеологиям и сферам деятельности и т.д. Также, по отношению к существующему политическому строю партии могут разделять на такие виды партий: революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные. Однако все партии, как и общественные организации, имеют общие обязательные функции в государстве: выявление проблем социальных слоев, которые они представляют, решение этих вопросов на уровне государства.