Правовое регулирование и источники финансирования политических партий
Финансирование политических партий – это финансирование текущей деятельности и избирательных кампаний политических партий.
Первоначально финансирование политических партий было исключительно делом партий. С течением времени возрастание расходов на политическую деятельность (в частности, на выборы), привело к необходимости правового регулирования данной деятельности.
В современном мире регулирование финансирования политических партий в отдельных странах приобрело форму конституционно-правового института, задачами которого выступают:
- ограничение возможностей монополизации выборов крупным капиталом;
- создание равных финансовых возможностей участия в выборах для старых и новых партий.
- обеспечение прозрачности финансирования деятельности и избирательного процесса.
Законодательное регулирование финансирования партий осуществляется в трех направлениях: регулирование порядка и размеров предоставления частных взносов и пожертвований партиям; ограничение предвыборных финансовых расходов и контроль за ними; прямое бюджетное финансирование государством партий. Законодательство регламентирует финансовые источники поступлений партиям: взносы членов партии, доходы от хозяйственной деятельности, пожертвования, государственные субсидии.
Не все политические партии взимают членские взносы. В таких случаях основным источником доходов являются пожертвования юридических и физических лиц. Как правило, закон запрещает пожертвования иностранных лиц и государств, анонимные пожертвования, ограничивает наивысший размер пожертвований, устанавливает формы отчетности при крупных пожертвованиях.
Доходы политических партий от хозяйственной деятельности – это доходы от использования партийного имущества, деятельности предприятий партии, пропагандистской деятельности. Во многих государствах такая деятельность освобождена от налогообложения.
Контроль финансирования политических партий
Контроль за финансированием политических партий осуществляют различные органы:
- комиссия при министерстве внутренних дел (Австрия);
- Федеральная избирательная комиссия (США, Мексика);
- Государственная счетная палата (Венгрия);
- Счетный трибунал (Испания) и др.
Ответственность за финансовые злоупотребления и нарушения политических партий достаточно строга. Как правило, это изъятие неправомерно полученных имущества и сумм в пользу государства, штрафные санкции, лишение права политических партий на получение государственных субсидий, лишение свободы для виновных.
Правовое регулирование финансовой деятельности обусловлено рядом обстоятельств:
- значительное усложнение избирательных технологий, которое вызвало удорожание предвыборных кампаний, повышение потребностей партий в дополнительном финансировании;
- рост политической активности бизнеса, которая породила волну «политических инвестиций», что привело к практически открытой покупке депутатских мандатов и нарушениям демократических принципов;
- масштабная коррупция политической элиты, которая подрывает доверие к ним со стороны избирателя, авторитет институтов власти.
Законодательство регулирует порядок и размеры предоставления частных взносов и пожертвований в партии; лимитирует предвыборные расходы, учреждает контроль за тем, как политические партии расходуют финансы; создает институт государственного финансирования партий или оказания помощи за счет бюджета.
Государственная финансовая поддержка политических партий
Конкретные условия и порядок предоставления политическим партиям государственной поддержки разнообразны и зависят от: целевой направленности (финансирование только предвыборных расходов – Германия, США; текущие расходы – Дания, Финляндия, Швеция); механизма распределения субсидий (пропорционально числу голосов, собранных на выборах – Германия, Норвегия; в соответствии с количеством парламентских мандатов – Дания, Финляндия, Швеция). В Соединенных Штатах государство финансирует исключительно президентские выборы.
Различны условия предоставления помощи от государства. В некоторых странах (Норвегия, Франция, Италия) для этого требуется выставление кандидатов в строго определенном количестве избирательных округов или партии должны собрать конкретный минимум голосов (Швеция).
За предоставленную государством финансовую помощь партии должны перед государством отсчитываться (за полученные средства, о своей финансовой деятельности). Закон регламентирует сроки отчетности по финансам, порядок ее предоставления, схему отчетности, с перечислением пунктов, по которым она должна быть составлена.
За финансовые нарушения предусмотрены санкции: изъятие неправомерно полученных имущества и сумм, штрафы, сокращение или лишение государственных дотаций (для политических партий); лишение права избираться, уголовная ответственность (для кандидатов на выборах). Законодательство тщательно регулирует систему государственного субсидирования партий в случае, если данная система существует.
Общий характер законодательных актов о финансировании партий, фиксируемые порядок и условия распределения денежных средств указывают, что при разработке законодательства преследуются задачи:
- законодатель стремится ограничить злоупотребления, подыскивает пути оздоровления политической системы и политического процесса, создает новые «правила игры», т. е. заботится о развитии и сохранении институтов демократии;
- законодатель стремится сохранить сложившийся баланс сил, существующую систему власти, выгодную для политической элиты, доказавшие свою эффективность, отлаженные инструменты и механизмы ее реализации.