Сущность власти и политической системы
В современном научном знании укоренилось как обыденное определение понятия «власть», так и его научная трактовка. Связано это не только с многозначностью данного слова, но и с широким диапазоном его употребления. Среди многочисленных трактовок понятия «власть» мы выделим следующие:
- Власть – это один из серьезнейших способов влияния, которое один человек может оказывать на других, навязывая свою волю, ценности и мировоззрение;
- Власть представляет собой достижение определенных целей (в первую очередь связанных с усилением своего влияния на других людей);
- Власть как возможность использовать определенные средства для дальнейшего развития и усиления своего влияния;
Также многие авторы подразумевают под властью особый тип социального действия, который основан на осознании возможностей изменить поведение других людей, направить его в выгодных для человека позициях. Тем не менее, в общем виде власть представляет собой основной элемент жизни любой социальной системы, который выражается в специфическом отношении между двумя субъектами (как минимум).
Власть эквивалентна политической системе. Политическая система обязана быть конструктивной, основываться на принципе созидательности. Это значит, что она должна быть реализована путем гармонизации отношений между людьми, их потребностей и интересов как большинства населения. Тем не менее, политическая система и власть может нести разрушительные последствия, поскольку нередко реализуются вопреки интересам большинства жителей государства. Это ведет к плачевным последствиям, к разделению общества на тех, кто поддерживает текущий политический режим и тех, кто выступает против него.
Основания власти и политической системы
При исследовании власти, политической системы и ее оснований, необходимо иметь в виду социальную сущность власти. Она определяется следующими аспектами: во-первых, политическая система исходит из интересов общества, возникает в нем. Люди осознают, что без контроля за их деятельностью, без властного начала наступит хаос, которую приведет к саморазрушению социальных связей. Во-вторых, политическая система, если она принята большей частью общества, обеспечивает упорядочение интересов населения, регулирует его целостность, а также отношения между отдельными людьми или более широкими социальными группами.
Структура политической системы включает в себя следующие компоненты:
- Источники политической власти – авторитет человека или отдельной социальной группы, сила и престиж, закон, которому он следует. Особую роль играет богатство, личные качества, харизма, умение убеждать, быть услышанным, заинтересовать публику и избирателя;
- Основания власти – в первую очередь экономический аспект (ресурсы государственной власти и политической системы), социальные, юридические и правовые основания для совершения деятельности, административно-силовые меры, а также культурные и информационные ресурсы;
- Субъекты власти – институты государства (экономические, политические, социальные, духовные, образовательные, трудовые и многие другие), само государство, политическая элита и лидера политических партий и общественных организаций, которые вправе осуществлять власть и решения по будущему страны;
- Объекты политической системы – непосредственно индивид как гражданин государства, избиратель. Также объектом становится более обширная социальная группа или класс;
- Функции власти, такие, как контроль, руководство, принятие особо важных решений, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества. Также к функциям относится мобилизация, координация, управление и организация различных органов и систем для их целесообразного функционирования и регулирования более узких сфер жизни человека;
- Ресурсы власти – насилие, принуждение, убеждение, традиции, правовая составляющая. Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи.
Ресурсы власти и политической системы
Осуществление власти и устойчивость политической системы определяется использованными при этом методами, а также ресурсами. Все ресурсы могут подразделяться по отдельным особым критериям. Одна из первых классификаций ресурсов была предложена Н. Макиавелли. В ее основе лежат мотивы, которые двигают человеком при совершении каких-либо действий и поступков в рамках осуществления своей власти.
Ресурсы, относящиеся конкретно к реализации власти, могут подразделяться по характеру воздействия, а также по своим сферам, на которые они могут беспрепятственно оказать влияние. Соответственно, авторами выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы политической системы.
При использовании нормативных ресурсов политической системы власть и человек, который обладает ею, оказывает особое влияние на мировосприятие личности, на его поведение. Регулируется она посредством социальных норм, которые способны постоянно меняться. Также важную роль играют правила взаимодействия индивидов, поскольку в разных условиях они пользуются совершенно разными средствами для общения и достижения поставленных целей. К ценностям и нормативным ресурсам относятся свобода личности, автономность ее деятельности от деятельности государства, ответственность за совершенные поступки или сказанные слова.
Власть и политическая система могут оказывать влияние на условия существования и жизнедеятельности людей. При этом полностью удовлетворяются их запросы и требования (повышение зарплаты, снижение налогов). Также появляется возможность улучшить условия труда, бытовые условия. Ресурсы такой группы называются утилитарными, направленными на создание благоприятных условий для человека и членов его семьи.
Третий вид ресурсов – принудительные (авторитарные). Человек боится за свою жизнь и жизнь близких, поэтому готов выполнять все условия, которые ставит перед ним политическая система. Сюда входит боязнь насилия, угрозы увольнения или потери собственного имущества.