Политико-государственное устройство Турции
Турция является унитарным государством со смешанной формой управления, в нём сливаются элементы как президентской, так и парламентарной республики. В стране на сей день сохраняет свое действие Конституция 1982 года.
Наиболее крупными городами (центрами провинций) с населением свыше 1 миллиона человек являются: Стамбул; Анкара; Измир; Бурса; Адана; Конья; Анталья; Антакья; Газиантеп; ШанлыУрфа; Самсун.
Законодательная функция в турецком государстве сосредоточена в руках однопалатного парламента (меджлиса) — Великом национальном собрании Турции (ВНСТ), которое включает в свой состав около 550 депутатов.
Исполнительная власть реализуется президентом и Советом министров. Глава государства именуется президентом республики. По Конституции он является олицетворением единства и неделимости государства и нации. Президент наделяется широчайшими полномочиями в сфере и законодательной, исполнительной и судебной власти.
По традиции президент назначает лидера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц - министрами. Конституция Турции не дает Совету министров права самостоятельного издания нормативных актов, но ограниченность его правовых возможностей является лишь кажущейся, так как Совет министров инициирует издание многих постановлений по важным вопросам внешней и внутренней политики, потом подписываемых президентом и соответственными министрами.
Избирательное право в Турции урегулировано действующей Конституцией 1982 года, а также законом о выборах от 10 июня 1983 года. Избирательная система включает в себя элементы мажоритарной, пропорциональной системы подсчёта голосов.
Сочетание данных элементов подбирается таким образом, чтобы создавать особые преимущества для крупнейших политических партий, что должно посодействовать образованию однопартийных правительств, обеспечивавэтим самым стабильность политической системы Турции.
По Конституции 1982 года выборы - свободные, прямые, равные, тайные, одноступенчатые, всеобщие, при открытом счёте и системе учёта голосов и производятся совместно с судебным руководством и надзором.
Турецкие граждане, которые достигли 18-летнего возраста, вправе участвовать в выборах в качестве избирателей, принимать участие в общенародных референдумах. Голосовать на всеобщих выборах не имеют права унтер-офицеры действительной службы, солдаты,военные курсанты, осуждённые и арестованный, которые содержатся в местах заключения. Для депутатов предусматриваетсянаиболее крупный ценз касаемо возраста, чем для лиц-избирателей, равный 30 годам.
Политическая система Турции
Среди политических деятелей Турции, особо длительное время занимавших пост премьер-министра, стоит назвать:
- И.Иненю;
- А. Мендереса;
- С. Демиреля;
- Б. Т. Озала;
- Эдже-вита.
При этом, трое из них, - Т. Озал, И. Иненю и С.Демирель позже заняли пост президента республики.
По итогу последних досрочных парламентских выборов, которые состоялись в ноябре 2002 году, потерпели полное поражение партии, которые занимали лидерские позиции после создания многопартийной системы в 1983 году. К ним относятся:
- Партия Отечества;
- Партия верного пути;
- Партия националистического движения;
- Демократическая левая партия.
В последние годы на передний план выступили умеренные исламисты в лице Партии справедливости и развития, которая возглавляется Р.Т. Эрдоганом.
Президент республики может быть избран 2/3 голосов полного состава членов ВНСТ посредством тайного голосования. Президент может избираться не из числа депутатов, для этого необходимо получить предложение в письменной форме от 1/5 депутатского корпуса. Кандидатом в президенты должно являться лицо старше 40 лет, обладающее высшим образованием, имеющее право избраться в парламент. Конституция гласит, что президент должен являться беспартийным, нейтральным в отношении партийного состава парламента.
Выборы президента могут быть назначены за 30 дней до истечения срока его полномочий или после 10 дней с момента освобождения президентского поста, завершаются в 30-дневный срок с момента начала выборов. Если в процессе двух первых туров голосования не получается обеспечить большинство голосов в 2/3 полного состава членов, производится третье голосование, и избранным на пост президента будет считаться кандидат, который получил в третьем туре голосования абсолютную большую часть голосов. Если этого большинства не получается достичь, то должен быть назначен четвёртый тур; если же и в данном туре кандидат в президенты не набирает абсолютной большей части голосов, то в данном случае «несговорчивый» парламент подлежит роспуску и моментально производятся новые выборы в ВНСТ.
Среди общественных организаций влиятельного типа находятся профсоюзы Турции:
- Конфедерация профсоюзов рабочих Турции;
- Конфедерация справедливых рабочих профсоюзов;
- Конфедерация революционных рабочих профсоюзов Турции;
- Союз турецких промышленников и предпринимателей;
- Конфедерация профсоюзов предпринимателей Турции;
- Союз турецких промышленных и торговых палат;
- Союз независимых промышленников и предпринимателей.
Главные направления по внешней политике государства задаются традиционными близкими отношениями партнерского типа с США и желанием вступить в Европейский Союз. Частично они уравновешены попытками Турции по усилению региональной внешней политики за счёт развитости связей со странами Центральной Азии, РФ, Закавказья, Израилем, с мусульманскими государствами.
Базисные векторы внутренней политики в настоящий момент продиктованы устремлением государства к достижению соответствия группе копенгагенских критериев, что является предварительно необходимым условием для вступления в Европейский Союз. Поэтому в Турции в данный момент отмечается дальнейшее развитие демократических процессов, в частности, тех их направленностей, которые связываются с неукоснительным соблюдением прав человека, меньшинств национального круга, уменьшением роли армии в регулировании политических кризисов в государстве.