Политико-государственное устройство Испании
В соответствии с испанской Конституцией 1978 года, Испания является парламентским демократическим государством, в котором подразделены законодательная, исполнительная и судебная ветки власти. Главой государства является король.
Законодательная власть находится в руках парламента Испании «CortesGenerales», который состоит из представителей испанского народа, выбираемых1 раз в 4 года.
Он состоит из двух палат: конгресса; сената.
Они наделяются законодательной властью, обладают функциями принятия бюджета государства, управления работы правительства, а также иные обязанности и полномочия, которые принадлежат им по конституции. Представителей избирают путем тайного голосования посредством применения свободного, равного, всеобщего, прямого избирательного права. Все граждане Испании, которые имеют политические права, могут избирать либо быть избранными.
Исполнительная власть сосредоточена в руках государственного правительства, состоящего из:
- президента;
- вице-президента;
- группы министров;
- иных предусмотренных законодательством лиц.
Король выдвигает кандидата на пост главы правительства в итоге совещания с представленными в парламенте партиями, на основании результата выборов. Правительство руководит внешней и внутренней политикой, военной и гражданской администрацией и обороной. Оно исполняет функционал исполнительной власти, обладая правом создания урегулирований, соответствующих конституции и соответствующему законодательству. Правительство в настоящий момент состоит из 16 министров. Практически любое из них неким образом связывается с министерством образования и науки.
Департаменты министерств и иные органы, находящиеся под их управлением, составляют государственную администрацию, функциями которой являются:
- планирование,
- координация,
- инспекция,
- документирование.
Государство может отдавать полномочия автономным регионам в случаях, когда это является возможным, но, во всяком случае, правительство владеет исключительной властью. Этим образом, к примеру, власти государства отвечают за вопросы, которые касаются граждан Испании, как одного целого, и вопросов международного характера.
Этим же образом, исполнительная власть государства включает в себя регулирование базовых вопросов, которые гарантируют равенство всех граждан Испании, соблюдение их конституционных обязанностей и прав, которые касаются национальности, статуса, эмиграции, убежища, вопросов вооружённых сил и обороны, банковской и денежной систем, экономического планирования, судебной администрации, иностранной торговли, уголовного, исправительного, коммерческого, процессуального, профессионального и гражданского законодательства, а также вопросов, которые касаются промышленной и интеллектуальной собственности, национальных долгов и народных богатств.
Процессий децентрализации затронула множественные министерства, посреди которых и Министерство образования и науки. Это приводит к новой организации управления системой образования и изменению законодательства в силу того, что эти ветви власти стали децентрализованными, переданы автономным регионам, кроме круга полномочий, которые закреплены государством.
Политические партии
Общенациональные партии, которые пережили периодику диктатуры Франко:
- Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП);
- Коммунистическая партия Испании (КПИ).
Их организации были сохранены в подполье и изгнании, и множество членов данных партий подверглись преследованиям.
Франкистская партия «Испанская фаланга» (позднее стала «Национальным движением») перестала существовать со смертью диктатора Франко, но некоторые деятели данной организации до сих пор принимают участие в политической деятельности государства.
В последние годы жизни Франко премьер-министр Карлос Ариас Наварро дал обещание легализации деятельность организаций политического типа. Первой из них становился Союз демократического центра (СДЦ), который был создан в 1976 году во главе с Адольфо Суаресом Гонсалесом. В этом же году король Хуан Карлос сделал назначение Суареса премьер-министром. Правительство Суареса не хотело признать Коммунистическую партию, но все же было вынуждено подписать в 1977 году Закон «о легализации всех политических партий».
После чего зарегистрировались свыше 200 партий (в итоге выборов 1993 года в парламент зашли представители только 11 партий либо коалиций, а выборов 1996 года – 15).
После произведения первых выборов в 1977 году ведущей партией стала СДЦ. Она являлась правоцентристской партией, представлявшей средний класс, включающая некоторых чиновников и политиков режима Франко. СДЦ одержал победу на национальных выборах в 1979 году, но на выборах 1982 года утратил большуючасть мест в парламенте, потому как не мог справиться со скорым ростом терроризма и безработицы. Попытка переворота государства в феврале 1981 года также ослабились позиции СДЦ.
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) основана в 1879 году, являясь крупнейшей партией во времена Второй республики, но была запрещенной при Франко. После 1975 году она быстро росла при руководителе Фелипе Гонсалесе Маркесе, она обратилась в партию социал-демократического толка. ИСРП заняла второе место по численности голосов на выборах 1977 году, одержала победу на выборах местного типа в 1979 году в крупных центрах государства, включив Мадрид и Барселону. Получая абсолютную часть мест в обеих палатах Кортесов, в 1982 году ИСРП явилась управляющей партией Испании. Она так же одерживала победу на выборах в 1986 году, 1989 году, но в 1993 году ей приходилось войти в коалицию с региональной каталонской партией Конвергенция и Союз для того, чтобы образовать правительство. ИСРП на парламентских выборах досрочного типа в марте 1996 года стала в меньшей части.
Важнейшую роль в Испании сыграли партии регионов. Правоцентристская каталонская партия «Конвергенция и Союз» (КИС) расположила в 1990-х годах большей частью мест при Каталонской региональной ассамблее.