Общая характеристика политической системы
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть характерное устройство политической власти, необходимо прибегнуть к рассмотрению политической системы.
Политическая система представляет собой целостную совокупность как негосударственных, так и государственных общественных институтов, норм, а также взаимоотношения между политическими субъектами, с помощью которых происходит управления в обществе.
Проводя сопоставление политической системы и такого понятия как политическая жизнь, получаем, что последнее собой охватывает все возможные политические связи и является шире, нежели политическая система, характеризующая лишь определенную часть политической жизни.
Модели политических систем
Рассмотрим возможные теоретические модели функционирования политических систем:
- системная;
- структурно-функциональная;
- информационно-кибернетическая.
Охарактеризуем отдельно каждую из представленных моделей.
Системная
Автором модели является Д Истон. С точки зрения рассматриваемой модели политическая система характеризуется своими функциями, а именно авторитарным распределением ценностей в обществе. Процесс функционирования системы раскрывается через взаимоотношения с внешней средой. Системная модель позволяет сберечь устойчивость, при условии соблюдения баланса «входящих» и «выходящих» импульсов, таким образом характеризующие реакцию системы на полученную информацию.
«Входящие» импульсы можно разделить на две группы:
- требования общественности, в качестве которых могут выступать запросы о повышении уровня заработной платы, расширения действия социальных программ, права и свободы граждан;
поддержка, которая в свою очередь также делится на:
- материальную, выражающуюся в уплате налогов, несении воинской службы;
- соблюдение законов, проявляющееся в уважительном отношении к органам власти, символике государства, активной жизненной позиции и участии в политической жизни.
В результате обработки информации политической системе остается принять какое-либо решение, закон или указ, и реализовать его, осуществив при этом «выходящий» импульс. «Входящие» и «выходящие» импульсы вместе образуют единый цикл, именуемый «петлей обратной связи».
Заметим, что в тех случаях, когда «выходящие» импульсы оправдывают ожидания и надежды, происходит усиление поддержки со стороны общества, что представляет собой условие легитимности системы.
В свою очередь легитимность также можно разделить на два вида:
- диффузная. Другое ее название - эмоциональная, представляющаяся собой более устойчивую, способную выражаться в поддержании системы даже в периоды кризисов;
- инструментальная. Другое название – специфическая, представляющая собой более кратковременную, ориентирующуюся в большей степени на результат и проявление поощрения.
Заметим, что сам факт отсутствия поддержки со стороны общества может вызвать кризис политической системы. Ослабить ситуацию могут и принятые ошибочные решения или в силу слабых импульсов, чрезмерно сильных требований, перенасыщающих систему информационным потоком.
Структурно-функциональная
Автором модели является Г. Алмонд. С точки зрения рассматриваемой модели политическая система характеризуется действиями, относящимися к принятию тех или иных политических решений. К числу главных функций системы следует отнести обеспечение легитимности принуждения, что позволит сохранить общественную стабильность. При проведении анализа системы необходимо рассматривать ее с двух уровней, а именно:
- институционального, отвечающего за изучение политических институтов;
- ориентационном, изучающем политическую культуру.
С точки зрения структуры, данная системы включает в себя следующие органы: формальные или правительственные органы, неформальные институты, чаще всего представляющие групповые объединения, поведенческие аспекты таких институтов и активность отдельно взятых граждан.
В результате анализа разных политических систем Алмонд сформулировал следующие выводы:
- Каждая система обладает определенной структурой.
- Политическая система является многофункциональной.
- Каждая их систем прежде всего осуществляет стандартные или универсальные функции, выполняемые разными институтами или структурами, системами (законодательные органы, партии или же суды), а также с изменяемой частотой, которые важны для социальной жизни.
- С точки зрения культурного смысла каждая системы относится к числу смешанных.
- Политические системы между собой можно разделить на простые или их другое название традиционные и развитые. Их различие заключается в том, что у них дифференцированы функции и специализированы структуры. Системы могут быть схожи в функциональном плане, но всегда различаются структурно.
Информационно-кибернетическая модель
Автором модели является К. Дойч. С точки зрения рассматриваемой модели, при использовании положений и терминологий, разрабатываемых кибернетикой, политическую систему можно характеризовать через потоки информации. Процесс функционирования системы заключается в координировании усилий людей с целью достижения поставленных результатов и включает в себя ряд этапов:
- Происходит процесс получения информации, в результате чего формируется блок информационных данных.
- Полученная информация проходит селекционный отбор и оценку.
- По результатам проведенных действий принимается определенное решение.
- После выполнив все необходимые действия, наступает момент для реализации поставленных целей.
Процесс принятия решения, отбор и селекция решений происходят на основе результатов предшествующих действий, опираясь на информационные данные о положении и ситуации в обществе, учитывая расстояние, необходимое для достижения цели.