Особенности политической коммуникации
Политическая коммуникация является процессом передачи информации о политики, циркулирующей между разделами системы политики, между системами политики и общества, также это процессом обмена информацией между структурами политики, группами общественности и индивидов. Впервые использование термина «политическая коммуникация» произошло в конце 40-х годов ХХ столетия, именно это стало свидетельствованием укрепления роли информации в общественной политической жизнедеятельности. Тогда политическая коммуникация в образе научно-прикладной дисциплины отделилась от социально-политических наук. В настоящее время исследования политической коммуникации обращены к таким важнейшим факторам этой сферы:
- коммуникативные аспекты;
- жизнедеятельность и роль СМИ;
- избирательные процессы;
- коммуникации власти и общественности.
Отечественная политология получило одно из первых определений политической коммуникации от М.Ю. Гончарова. Согласно данному определению, политическая коммуникация представляет собой циркуляцию информации в сфере политической жизнедеятельности, то есть различные сообщения, тексты, которые наносят отпечаток на отношения классов, наций и государств.
Сущностью политических коммуникационных процессов представляется передача, циркуляция, оборот информации - сведений, которые в процессе какой-либо общественной практической жизнедеятельности делятся источники и потребители, которые являются взаимодействующими индивидами, общностями, институтами в обществе.
Политическая коммуникация выступает смысловым аспектом взаимоотношений субъектов политической сферы при помощи обмена информацией в борьбе за властные полномочия либо их осуществление. Она связывается с конкретной целью передачи и выборочным приемом информации, без чего не представляется возможным движение политических процессов.
Путем коммуникации передаются следующие основные типы политических сообщений:
- побудительные (приказ, убеждение);
- собственно информативные (реальные или вымышленные сведения);
- фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
Политическая коммуникация является специфическим видов отношений в области политики, при помощи которого главенствующие политические субъекты занимаются регулированием производства и распространением общественно-политических идей настоящего времени.
В настоящее время политическая коммуникация представлена функциональным элементом политической системы общества, который обеспечивает взаимосвязь между всеми ее компонентами. В это же время политическая коммуникация рассматривается процессом, в котором деятельность политических акторов в области производства и распространения политически значимой информации, направленной на стабилизацию или изменение образа мысли и действий остальных субъектов социума.
На основании вышеизложенного, политическая коммуникация отображает культурные ценности субъектов политической сферы; содержит в себе политическую информацию как содержание, включает действия по обмену этим содержанием, а также технические средства, которые используются в этих обменах, также технические каналы в этих обменах.
Теории политической коммуникации
К. Дойч первым представил политическую систему в образе информационно-коммуникативной системы. В это же время представленный им подход позже получил двоякое теоретическое развитие. Ю. Хабермас акцентировал внимание на коммуникативных действиях, так же соответствующих политических элементах (таких как - ценности, нормы, обучающие действия), представил их в образе основ социально-политического порядка. Полную противоположность этому вынес Г. Шельски, сформулировав идею «технического государства» в 1965 году и передвинув на передний план технические аспекты организации политической власти.
Следуя этому подходу, государство лишь в малейшей степени следует воле и интересам отдельных групп общества. Ориентиром и средством деятельности рассматривается логика современной техники, требования, которые имеют императивный характер. Власть аппаратуры, стремление повышения эффективности использования техники переформируют государство и политику в совокупности в инструмент пропорционального и безошибочного урегулирования всех социальных взаимоотношений. Позже Д. Мичн, Р. Джонсон представили гиперрационалистские трактовки коммуникаций политической сферы, отдавая компьютерной технике главнейшую роль в победе над социальными болезнями, такими как голод, страх, политические распри.
Недавний опыт развития систем политики на самом деле проявил конкретные тенденции возрастания роли технических информационных средств организации политической жизнедеятельности, особенно в индустриально развитых странах. Конечно же это касается появления дополнительных возможностей техники в проведении голосований, повышения роли и значимости средств массовой информации в процессе политики, разрушения множественных предыдущих связей государственного управления, усиления независимости низших структур управления государством и т.д. Но это были лишь только предпосылки, которые расширяют возможности институтов, субъектного состава власти для маневрирования, ведь не происходит устранение ведущей роли политических целей групп, конфликтов, так же противоречивых ситуаций между ними.
В общем, различные теории, которые уже проникли, продолжают проникать в область изучения коммуникации в политике, создают своим разнообразием значительные затруднения методологии. Современная политическая коммуникативистика на микро уровне подобна какой-либо области знания, находящейся в стадии.
Споры между теоретиками продолжаются как по поводу предмета исследований, так и по поводу того, какой характер эти исследования должны приобретать - объективистский либо критический субъективистский. Противоречия в области позиций, с которых должна изучаться политическая коммуникация на микроуровне, практически не отражается на становлении и формировании политической кибернетики, являющейся когнитивной метатеоретической конструкцией, которая концептуально отображает наиболее обобщенные закономерности взаимодействия и обмена информацией на уровне системы и общества в целом.