Древний Китай уникален для исследователей не только множеством исторических памятников, но и наличием собственной традиции. Большинство древних цивилизаций не выработали исторического самосознания, однако в Китае подобное восприятие сложилось уже к середине I столетия до нашей эры. В результате этого современное общество располагает рядом древнекитайских политических летописей, которые являются основным источником истории Восточной Азии.
Политическая история древнего Китая в эпоху Западного Чжоу
Эпоха Западного Чжоу – это первый период правления династии Чжоу (1027–770 года до нашей эры), когда столица ее находилась в западной части государства.
Захват власти древнекитайского государства примитивной племенной группой чжоусцев привела к значительным изменениям в социальном и политическом строе. Новая династия, которая не имела опыта управления страной, решила раздать в наследственные владения членам правящего дома и отдельным представителям знати родовые группы вместе с занятыми ими землями.
Все такие представители власти назывались чжухоу. Верховный правитель предоставил им право властвовать во внутренних делах их уделов, а сам управлял единственным доменом – «столичной областью».
Обязанностями чжухоу было предоставление вану определенной доли податей и воинских контингентов.
Прошлое административное деление по племенам уже не существовало. На замену пришло территориальное разделение. Чжоусцы ввели деление населения на пять рангов:
- обладателем первого ранга был чжоуский ван;
- второй ранг принадлежал только чжухоу;
- третий – дафу;
- четвертый ранг принадлежал ши;
- пятый ранг по праву принадлежал простолюдинам.
В результате этого образовалась некая феодальная лестница, которая определяла систему власти и собственности. Обладатель каждого ранга передавал большую часть своей территории в державные владения высшего ранга, а следующие передавали выше долю земельной ренты, что досталась им.
Чжоуский ван являлся верховным собственником всей территории, а доход с нее собирался и делился между владельцами разных рангов, что делегировали право распоряжаться землей. Династия Чжоу связи с такой раздачей земли постепенно отказалась от системы распределения особых государственных полей, что должны были возделываться соседними общинами. После этого династия перешла на взимание обычных податей.
Для каждого ранга в отдельности присваивался объем земельной ренты и землевладения, допустимое количество скота и рабов, пищи и одежды, размеры и убранство дома. Простолюдины не имели право есть мясо и птицу, дафу запрещалось есть любое мясо, кроме свинины, ши не могли употреблять любое мясо, чжухоу – кроме говядины, и только ван мог питаться любым видом мяса.
Распад древнего Китая и эпоха Чуньцю
Система «наследственных владений» постепенно привела к возрастанию самостоятельности их владетелей и ослаблению власти чжоуского вана. Внешнеполитический кризис придал резкий импульс этому процессу. Причинами кризиса были вторжения полукочевых племен жунов, которые заселяли верхнее течение Хуанхэ.
Власть вана окончательно ослабилась после бегства от жунов. Он больше не имел права вмешиваться во взаимоотношения чжухоу, а те в свою очередь превратились в независимых государей. Домен вана также значительно уменьшился в связи с ударами чжухоу и за счет их новых пожалований. Помимо этого регулярная выплата дани вану полностью прекратилась.
В конце VIII столетия до нашей эры древний Китай испытал на себе импульсы переселения кочевых народов Великой степи, западными звеньями которых были миграции скифов. Кочевые племена ди прорывались с северо-востока в долину Хуанхэ, опустошая центральные регионы государства.
В данный период изменяется характер самоидентификации древнекитайской общности. В эпоху Западного Чжоу она носила политический характер. Теперь была сформирована новая этнокультурная самоидентификация: носители древнекитайского языка и социокультурных норм получили особое самоназвание хуася, и противопоставила себя всем соседям других культур.
Этический комплекс был присущ менталитету хуася. Социально-этические нормы мотивировались тем, что они являются единственным возможным средством для согласования потребностей и желаний отдельных людей, а также они могут помешать им уничтожить друг друга.
Рисунок 1. Распад древнего Китая и эпоха Чуньцю. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Смысл данной нормы измерялся тем, что она обеспечивает все потребности отдельно взятого человека насколько это возможно.
Однако парадокс нормы заключается в том, что удовлетворить потребности можно только в том случае, если люди будут меньше думать о себе, стараясь лишь выполнить свой долг перед другими людьми, а окружающие в свою очередь должны заботиться о них.
Постоянная борьба с нашествиями племен ди спровоцировала определенную политическую интеграцию, но не вокруг фигуры чжоуского вана. Основной идеей в данном случае было стремление к политическому господству, однако ни у одного владения не было достаточно сил для выполнения такой идеологии.
Социокультурные перемены эпохи Чжаньго
Середина I столетия до нашей эры – это время перемен для древнего Китая во всех сферах жизни. В этот период в государстве появилось и распространилось железо. Пахотные орудия привели к росту производства, поскольку позволили возделывать не только мягкие речные поймы, но и твердые почвы. Впервые при запашке в качестве тягловой силы в древнем Китае стали применять скот.
К грандиозным социальным изменениям древнего Китая привело множество факторов:
- рост продуктивности;
- прогресс агротехники;
- распашка новых целинных земель;
- общая нестабильность, которая была вызвана войнами, и не позволявшая эффективно контролировать исполнение ранговых запретов и ограничений.
Старинная чжоуская система общинного землепользования исчезла полностью, взамен утверждается частная собственность на землю с правом покупать и перепродавать ее. Государства переходят к новой форме податного обложения – поземельному налогу, который начисляется на площадь земли, обрабатываемой данным собственником.
Товарно-денежные отношения изменились за счет вовлечения в них деревни, это привело к тому, что в Китае сложились регионы различной хозяйственной специализации к концу периода Чжаньго.
Перманентные междуусобицы в Китае и социально-экономические перемены привели к появлению новых направлений в общественной мысли:
- конфуцианство;
- даосизм;
- легизм;
- моизм.
В последующие эпохи все основные учения древнего Китая все больше развивались и дополнялись. Мыслители хотели решить, каким образом восстановить общественный порядок и устранить проблемы, которые были вызваны расхождением знатности и богатства. Иными словами, они хотели добиться от людей забвения своих личных выгод и самоотверженного исполнения общественной морали.