Общая характеристика теоретических подходов к пониманию политической идеологии
По справедливому утверждению, существующему в современной политологии, политическая идеология занимает особое место в структуре политического сознания. Впервые рассматриваемый термин был введен в научный оборот французским исследователем, философом Дестюдом де Трассе в конце XVIII-начале XIX вв., который вывел его из понятия «идея».
В этой связи, в своих трудах автор обосновывал необходимость понимания идеологии как особой науки о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.
При этом необходимо обратить внимание на то, что по своему содержанию и структуре политическая идеология выступает сложным и противоречивым образованием, в том числе потому, что она призвана одновременно раскрывать специфику двух направлений общественного развития: политического и идеологического, отражая процесс их взаимодействия и взаимного влияния.
В таких условиях явно обозначилась необходимость постижения сущности идеологии, в качестве ответа на которую было сформировано немало теоретических представлений и научных суждений, как в отечественной, так и в зарубежной науке, характеристика которых будет проведена в представленной статье.
Суждения зарубежных исследователей о природе и сущности политической идеологии
Как было отмечено выше, поиск истинных основ политического и идеологического устройства государства является предметом научного интереса колоссального количества ученых по всему миру. Остановимся подробнее на анализе суждений некоторых из них.
Классики политической мысли (Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето), утверждали, что предпосылкой и основным условием возникновения политической идеологии является необходимость легитимации государственной власти. Иными словами, как отмечали приведенные авторы, именно при помощи идеологии политики обосновывают законность и справедливость существующего общественного строя в целом, и собственной власти в частности.
Основоположники марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс, обращали внимание на то, что исходя из сложности содержания политической идеологии, ее целесообразно анализировать одновременно с нескольких позиций:
- во-первых, как абстрактную идеалистическую концепцию, в рамках которой мир предстает в качестве некой совокупности мыслей и принципов;
- во-вторых, как тип научного мышления, в котором обосновывается зависимость личных идей от материальных классовых интересов;
- в-третьих, как не всегда справедливое (а нередко – и вовсе ложное) отражение действительности в политических, философских, религиозных, моральных и иных формах.
С критикой марксистского представления о политической идеологии выступал К. Мангейм, которые отмечал нецелесообразность отождествления общественного бытия только с совокупностью экономических отношений в сфере материального производства. В этой связи, исходя из того, что на общественное устройство влияют не только материальные интересы, но и другие факторы, К. Мангейм предлагал определять политическую идеологию как теорию обоснования и защиты существующего строя, которая способна объединять людей, консолидировать их политическую активность, и т. д.
С точки зрения Р. Арона идеологию следует понимать как динамичную категорию, находящуюся в постоянном развитии, поскольку по своему содержанию, рассматриваемая категория выступает своего рода «проектом будущего развития» государства и общества, в которых постоянно вносятся коррективы под воздействием внутренних и внешних факторов. Поэтому, отмечается Р. Арон, идеология не может быть не только истинной или ложной, но и не должна пониматься как нечто окончательно утвержденное и доказанное.
Л. Альтюссер, несколько противопоставляя свой подход суждениям коллег-исследователей, акцентировал внимание на практической составляющей, утверждая, что в рамках политической идеологии теоретическое направление должно находиться в подчиненном по отношению к практическому положению, поскольку она преимущественно направлена не на описание или обоснование существующего строя, а на совершенствование общественной жизни.
Суждения отечественных ученых о политической идеологии
Рассматривая вопрос о теоретических суждениях, описывающих существо и содержание политической идеологии, было бы неверным не остановиться на точках зрения, предлагаемых отечественными исследователями-политологами. Так, например:
- Белов М.В. предлагает понимать политическую идеологию как исключительно сложную категорию, содержание которой представлено совокупностью процессов: во-первых, реконструкцией догосударственных этнических элементов (мифов, легенд, фольклора, и т.д.); во-вторых, консолидацией современных общественно-политических, морально-этических и иных задач, норм и стандартов; в-третьих, окончательных формированием концептуальных идеологических конструкций, с опорой на вышеназванные элементы;
- Письменный А.А. характеризует политическую идеологию как некую организующую силу, объединяющую внутригосударственное политическое движение, различные взгляды представителей политических элит, контрэлит, и широких слоев населения, и т.д. Иными словами, как отмечает автор, политическая идеология представляет собой своеобразный инструмент, посредством использования которого государственная власть оказывает влияние на политическое сознание людей;
- Сорокина Ю.В., в определенной степени соглашаясь с точкой зрения своих коллег, утверждает, что идеология представляет собой сложное понятие, социальный феномен, совокупно включающий в себя совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов и философских концепций, направленных на описание и характеристику вопросов захвата, удержания и использования политической власти соответствующими субъектами.