Понятие и сущность идеологии тоталитаризма в политике
Тоталитаризм (от латинского языка"totalis" — "весь", "целый", "полный"; от латинского языка "totalitas" — "цельность", "полнота") является политическим режимом, стремящимся к тотальному государственному контролю над всеми сферами жизни человека и общества.
Тоталитаризм в политологии является формой отношений власти и общества, при которой политическая власть берет под тотальный (полный) контроль общество, ею целиком контролируются все аспекты человеческой жизни. Проявления оппозиционного характера в любых формах беспощадно и жестко подавляет или пресекает государство.
Понятие «политической идеологии тоталитаризма» оформилось к началу 1920 годов с целью характеристики режима Б. Муссолини. Тоталитарному государству свойственны были неограниченные властные полномочия, ликвидация конституционных свобод и прав, репрессивные меры по отношению к инакомыслящим, милитаризация жизни общества.
Правоведы фашизма Италии и нацизма Германии применяли термин в положительном смысле, а их критики — в отрицательном. В годы после войны попытки объединения сталинизма и фашизма под вывеской тоталитаризма были предприняты как в научных кругах, так и в антикоммунистической пропаганде. Совместно с тем, представители Франкфуртской школы полагали, что в тоталитарную систему обратился капитализм современного периода.
В литературе художественного типа классиками олицетворения идеологии тоталитаризма являются О. Хаксли и Дж. Оруэлл; раньше этот образ отразил Е. Замятин в труде «Мы».
Концепция идеологии тоталитаризма в политике
Большую распространенность средь специалистов в сравнительной политологии обрела модель тоталитаризма, которая была предложена в 1956 году Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским. Бжезинский и Фридрих отвергли попытки дать короткое абстрактное определение и вместо того использовали эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм является совокупностью принципов, которые являются общими для СССР периода Сталина и фашистских режимов.
Это позволяло им выделять множество определяющих признаков, а также вводить в представление о тоталитаризме элемент развития динамики, но не возможность изменений системы. В новейшей трактовке, тоталитаризм означал не столь полный государственный контроль над деятельностью любого человека, что является практически невозможным, сколь принципиальное отсутствие ограничений над этим контролем.
В своем труде «Тоталитарная диктатура и автократия» 1956 года, К. Фридрих и его бывший аспирант З. Бжезинский, — на базе эмпирического сравнения СССР при Сталине, нацистской Германии и фашистской Италии, сформировали множество определяющих признаков тоталитарной идеологии. Исходный перечень включал шесть признаков, но во втором издании книги авторы дописали ещё два, а позже иные исследователи еще вносили уточнения, перечислим несколько из них:
- Существование одной общей идеологии, на основании которой устроена политическая общественная система;
- Существование единой партии, обычно управляемой диктатором, сливающейся с государственным аппаратом и полицией;
- Высочайшая роль государственного аппарата; государство проникает почти во все сферы жизнедеятельности общества;
- Отвержение плюрализма в СМИ;
- Жесточайшая цензура идеологии всех легальных каналов поступления информации, а также наказание уголовного характера за независимое распространение информации.
Основные выводы анализа идеологии тоталитарного режима в политике
Базисной точкой политической идеологии тоталитарного режима является декларация какой-либо высшей цели, во имя которой режим отсылает призыв обществу расстаться с множеством политических, правовых и общественных традиций.
Изучение этой идеологии продемонстрировало, что после устранения влияния традиционных институтов в обществе, людей становится куда проще сплотить в целое, а также убеждение жертвенности любыми иными целями во имя достижения главной. Доминантная в данных государствах идеология поясняла выбор средств, опасности, трудности и т. д. в терминах этой же цели и объясняла, почему государству нужны почти неограниченные полномочия. Пропаганда сливалась с применением передовых технологий политического розыска, с целью подавления любого инакомыслящих. Итогом становилось обеспечение массовой мобилизации для поддержки режима.
Концентрация власти отражалась в монополизации процессии принятия итоговых решений во всех сферах деятельности, а также отсутствии ограничений на масштаб данных решений и на масштаб санкций. Всё более сильное проникновение государства вызывало всё более сильное сужение пространства автономности; вплоть до ее абсолютной ликвидации. Это вело к общественной атомизации, к объединению всех сфер политики, в обществе существовавших, в единое целое.
Отличаясь от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка производятся соответственно учрежденным процедурам, в тоталитарных идеологиях у правоохранительных органов имелась широчайшая свобода действий, что гарантировало их подконтрольность руководству государства и непредсказуемость. В соответствии с тоталитарной идеологией, устремление к верховой цели являлось идеологическим базисом всей системы политики — о её достижении не могло быть никогда объявлено. Это значило, что идеология принимает положение подчиненности в отношении к лидеру государства и могла им произвольно трактоваться; по возникшей ситуации.
Иным следствием идеологии тоталитарного режима является объяснение масштабного и организованного насилия против конкретной многочисленной группы, к примеру, евреев в нацистской Германии или кулаков в СССР при управлении Сталина. Этой группе было предъявлено обвинение в действиях враждебного характера, направленных против государства и в образовавшихся трудностях.