Модели формирования политической идеологии
Существуют четыре основные модели формирования политической идеологии.
Конденсационная модель формирования политической идеологии. Механизм данной модели заключается в том, что в итоге своеобразной конденсации испарений массового сознания присущие ему представления преобразуются в идеологические структуры, к примеру:
- идеология экологизма;
- тред-юнионизма;
- феминизма.
Интегративная модель формирования политической идеологии. Ей характерен синтез, конвергенция разнообразных представлений и идей, существующих идейно-политических направлений, к примеру, неолиберализм и неоконсерватизм.
- Дивергентная модель формирования политической идеологии. В данном случае образование новой политической идеологии делается в итоге дезинтеграции, расщепления идеологии, существующей в настоящий момент. Так, на основе марксизма образовались социал-демократическая и большевистская идеология и политическая практика.
- Ревитализационная модель формирования политической идеологии, в итоге которой получается возврат к прежним идеям, их возрождение в форме модификации, к примеру, попытка возвращения к истокам консерватизма, марксизма и т. д.
Сущность политических идеологий России
В общем спектр идеологических стремлений России является очень раздробленным, подвижным. Его неустойчивость объяснена существованием довольно масштабных маргинальных группировок. Маргиналы — это те, кто по различным обстоятельствам потерял связи со своей предыдущей средой социума, а в новую еще не смог вписаться. К маргиналам относят жителей сельских местностей, приехавших в город и не нашедших работы; военных, которые были уволены в запас, но не имели возможности устройства по специальности, близкой к предыдущей и т.д.
Естественным образом получается, что маргинальные слои активным образом выражают поддержку тем политическим силам, обещающим разрешить в первую очередь их проблемы материального характера. И, тем не менее, процесс кристаллизации предпочтений идеологии в обществе РФ наращивает силу. В настоящий момент он охарактеризован множеством особенностей.
Во-первых, образуется идеологическая система биполярного типа с крайними полюсами — либерализмом (его носители — предприниматели, правящая элита) и коммунизмом.
Притом с идеологией коммунизма «блокируются» национально-патриотические силы. Фактически это взаимно исключающее сотрудничество обуславливается устремлением устранения правящего режима.
Во-вторых, центровые ориентации так и не востребованы до сих пор. Отсутствие среднего класса представляет малоперспективной в ближайший период возможность по преодолению биполярности идеологической системы.
В-третьих, социальный базис большей части идеологий, исключая левые ориентации, пока лишь формируется. Это представляется одной из причин того, что политические партии не уделили необходимого внимания идеологической работе средь населения, формированию весомых оригинальных программ, имеющих возможность помощи в отличии их от иных партий.
Тенденции формирования политических идеологий в российском обществе
На сегодняшний день оценки происходящего в обществе России основаны преимущественным образом на настроениях, а не на понимаемых каждой личностью, социальной группировкой интересах. Только процесс кристаллизации социально-экономических интересов слоев, классов, групп может объективно востребовать необходимость их отражения в рационально-оценочной форме, то есть в идеологической форме.
Итоги произведенных в 2004 году выборов Президента РФ показали двухполюсность политических ориентаций: правые - левые. У коммунистического движения в российском обществе достаточно крупная социальная база. Она не ограничена «социальными низами», на что и указывало множество аналитики еще до той избирательной кампании. Тенденции к ее увеличению тесно связаны с небольшой экономической эффективностью реформ.
По мере того, как собственность государства в процессе приватизации переходила в собственность довольно-таки узкого круга лиц, несобственники из потенциальных сторонников идей коммунизма обращались в их настоящих приверженцев.
Естественное недовольство «обманутых вкладчиков» как предполагаемых собственников также требовало такие ценности, как равенство, справедливость, социальная защищенность.
В процессе социального исследования, произведенного ИСПИ РАН в 2000 году, ответив на вопросы об идеях, которые могли бы становиться базисом политики российского возрождения, респонденты на первое место установили идею справедливости, что составило 44%, далее — человеческие права, что составило37%, и порядок, что составило 36%. На ценность мира указали 33% респондентов, что, по-видимому, значит, что 67% населения готовы отдать мир ради воплощения справедливости.
Но те левые силы, которые так и будут настаивать на истолковании справедливости в форме фактического равенства, не приобретут новых сторонников. В конце 1995 года, по результатам опроса Российского независимого института социальных проблем, модель общества при равных возможностях получила по РФ в 3 раза больше голосов, нежели модель доходного равенства. Но и правые идеологии вряд ли будут слишком популярными, если не увяжут идеологию реформ рыночного характера с идеей справедливости в социуме.
Кроме этого, выборы Президента отразили присутствие в российском обществе довольно-таки широкого социального пласта индифферентных идеологически граждан.
Все данные факты свидетельствуют о том, что необходимое для общественной стабильности соотношение разнообразных идеологий в российской политической жизни до сих пор еще не установлено и совершенно не закреплено окончательно. «Балансирование» данных идеологий может стабилизоваться при условиях наиболее высокой эффективности социально-экономических преобразований в государстве.