Понятие политической философии
Одно из главных мест в системе политических наук занято политической философией.
Политическая философия является постижением наличного и действительного в мире политики. Призванием политической философии является постижение природы политических процессов в самом глубоком смысле, значении. Осмысление проблем политики закладывает теоретико-методологическую основу изучения круга дисциплин специализации в области политики- социологии, конфликтологии, психологии, глобалистики, экополитики и других.
Особенности предмета политической философии
Предметом политической философии принято считать исследование универсальности мира политики, относящейся к более общим мировоззрениям, ценностям и методологическим основаниям теории политической философии.
Центральное место в политической философии занимает проблематика духовного определения политики, ее главного смысла, назначения.
Политическая философия призывает формировать целостную картину политического мира, проявить проблемные зоны в ней, обозначить особенно острые противоречия в политике. Всегда философия политики занималась поиском ответов на главнейшие вопросы современности, такие как почему человек имеет стремление решить основные проблемы человеческого бытия?
Политическая философия направлена на рассмотрение особых исследовательских установок - научные установки - норма политического мышления, которые ориентируют исследователей на конкретную картину политического мира, а также стратегии аналитики.
Научной парадигмой называется общность норм и ценностей, создающих установку мышления рассматривать явления в конкретном свете, а также изучать их в соответствующем ключе методологии.
Политические парадигмы сменяются при каждом следующем этапе истории политической жизни, именно это призвано отражать возникновение явлений в политическом мире, их не получится объяснить со стороны предыдущей научной теории.
Информационная революция в настоящее время сформировала новую информационную парадигму политической философии, в ее центре находятся идеи информации как главного фактора современного процесса политики. Воздействие информационных технологий стремительно меняет политические институты, формы политического главенства, динамику политического времени, пространства. Важную роль играет виртуальное политическое поле, в котором при помощи информационных технологий формируются новые внешние выражения политической борьбы.
По мнению Дж. Тернера информационная парадигма в настоящее время должна реализовывать три основные цели постижения политического мира:
- классификация и организация происходящего в мире таким способом, чтобы их возможно было представить в перспективе;
- объяснение причин событий и предсказание будущих событий;
- предложение интуитивно привлекательных здравых «пониманий» того, вследствие чего и как они свершаются.
В настоящее время научное представление мира отличается сложным строение, динамичностью, открытостью. Главным средством политической власти является управление информационными потоками. Своим развитием информационные технологии приводят к разрушению старых политических институтов власти, именно это способствует развитию новейших противоречий, конфликтов современного общества.
Политическая философия призывает к исследованию центральных конфликтов современной политической обстановки мира, а основной из них- между политической системой, только начинающей перестроение под воздействием информационных технологий, внешней оппозицией, которая использует преимущества системных структур. Как будет разрешен данный конфликт, таковым и будет будущее политического развития.
Информационная парадигма философии политики принципиально по-новому решает множество геополитических проблем в настоящее время.
Информационная революция вносит важные изменения в политическое пространство, постановляет ряды новых вопросов. Сложная проблема- понимание осмысление изменений структурирования и качества политического времени, пространства.
В основном выделяется следующие направления исследований политической философии в настоящее время:
- онтология в политике - учение общих объективных оснований и преобразовательных возможностей политики, формирование картины политического мира, рассмотрение проблем существования политической власти, строения политического пространства, времени;
- антропология в политике – исследование творческих возможностей человека политического, проблемы социализации в политике, мотивации ценностей, а также социокультурной идентичности;
- праксеология в политике - выявление структур и функций политических действий, возможностей и границ политических преобразований, динамики и мотиваций политических действий в различных обществах;
- эпистемология в политике - изучение особенностей познания реальности политики, ее специфики объяснений и понимания, формирования новых постклассических методик исследование процессов, протекающих в политике.
Следует сделать вывод, что политическая философия призывать к целостному видению современного политического процесса сквозь концептуальные измерения: онтологическое, антропологическое, праксеологическое, гносеологическое.
Явления политической философии
Три группы явлений составляют предмет политической философии:
- Политические ценности, основания оценки реального в политике с точки зрения здравого смысла, интересов всех людей. В этой области формируются теории, устанавливаются оценки институтам и процессам в политике, являются направления и идеалы, а также способы их достижения;
- Предмет политической философии- глубочайшие основы политики.
- Данная наука занимается анализом способов и средств познания политики, определением смысла категорий политики, например таких как, власть, равенство, права человека и др. Без установления таких категорий в итоге невозможны эмпирические исследования в политике.
Необходимо понимать, что политическая философия является системной базой методологических исследований в области политики, объясняет смысл разнообразных концепций, старается выявить общие принципы и нормы во взаимодействии человека, общества и властных структур, политические нравственные критерии и основу мотиваций, обозначает грани и основополагающие начала государственной власти и т.д.