Политическая философия: начало
Одним из родоначальников политической философии Нового времени выступает Николло Макиавелли (1469-1527 гг.). Его интересовала не только тема государственного устройства, но и тема продвижения политических мыслей в обществе, с учетом высвобождения любых догм и стереотипов.
По мнению Макиавелли, власть выступала в качестве самодостаточного явления, определенной концепции, проистекающей от политики. Самое знаменитое утверждение ученого «Цель оправдывает средства» предполагала применение властью любых приемов для достижения цели. Конечно, данная цель должна была быть благой, однако средства ее реализации могли быть любыми.
Макиавелли считал, что власть должна и может использовать все необходимые инструменты для поддержания своего авторитета. При этом не признавал многовластие, наличие каких-либо разногласий в данной сфере.
Заслуга Макиавелли заключается в том, что он освобождает науку от действия морали, то есть от любых проявлений абстракции. Его не раз неправомерно обвиняли в цинизме, лицемерии, иных отступлениях от канонов науки. Он весьма специфично оценивал такие категории, как государственную политику, государство, общество, религию. В первую очередь, он интересовался аналитикой и изучением ресурсов науки. Им не была создана принципиально новая система типологий государственности или политических режимов каких-либо форм правления. Однако Макиавелли считал, что все имеющиеся концепции в данной сфере и так являются жизнеспособными. Зато впервые он вскрывает социальные истоки многих проблем, считая формами распущенности и извращенности такие явления, как национальную раздробленность, нападение на земли иностранными захватчиками, а также иные подобные явления.
Учение Макиавелли, таким образом, сводится к следующим положениям:
- Власть – главный инструмент для поддержания авторитета монарха;
- Цель оправдывает любые средства;
- Главное, чтобы поставленная правителем цель была благой.
Учения Т. Гоббса и Д. Локка
Учения Т. Гоббса и Д. Локка оказали значительное влияние на развитие политико-правовых учений, а также политической философии Нового времени. Основные их рассуждения затрагивали вопросы проведения английской буржуазной революции. Т. Гоббс был сторонником такого явления, как государственный абсолютизм и различные буржуазные плоскости, авторитаризм. Локк рассматривает вопросы теоретики политических систем либерального типа. В отличие от Д. Локка Т. Гоббс считал, что «человек человеку – волк», то есть всем людям свойственен эгоизм, страх и жадность. Правители поэтому должны действовать жестко, используя всю мощь имеющегося мнения, так как он не связан с народом каким-либо договором, и, соответственно, не должен нести перед ним какую-либо ответственность.
И Т. Гоббс и Д. Локк, в принципе, разными словами говорили об одном и том же. Однако Локк в большей степени доверял обществу, а также сложившимся в нем связям, возможности выхода из кризисной ситуации. Ими были установлены фундаментальные основы такого явления. Как «опекунский авторитаризм», а также связь явлений с государственной структурой.
Таким образом, учения Т. Гоббса и Д. Локка можно регламентировать следующими положениями:
- Изучение вопроса абсолютизма;
- Изучение взаимодействия общества и государства;
- Изучение роли правителя как носителя абсолютной власти.
Рисунок 1. Идеи Локка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Учения Ш. Монтескье, Д. Хелда
Ш. Монтескье также изучал вопросы эмпирической реальности. Исследовательское начало направлено на изучение такого актуального вопроса, как система разделения властей, а именно деление властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из властей равна и представлена системой определенных органов, наделенных рядом полномочий:
- законодательная власть реализует функцию законотворчества, то есть создания нормативно-правовых актов, регламентирующих важнейшие общественные правоотношения;
- исполнительная власть реализует правоприменительную функцию, то есть порядок применения норм права к конкретным правоотношениям;
- судебная власть реализует полномочия судебных органов по отправлению правосудия. Судебная власть реализуется только системой судебных органов, и никакими другими органами не может быть реализована.
Также Монтескье обращает внимание на необходимость существования системы «сдержек и противовесов», то есть все ветви власти должны сдерживать друг друга, обеспечивать совместную легитимность и эффективность. Поэтому ее существование очень важно для формирования правового государства и гражданского общества.
Для того чтобы личность гармонично развивалась, она должна быть вовлечена в формирование власти, в политические дела государства. Это означает использование предоставленного пассивного и активного избирательного права. Такие права должны быть предоставлены высшим обществом.
Не менее интересны взгляды такого ученого, как Д. Хелд, который изучал демократическую теорию развития западных стран. Он разработал модель демократии для либералов, разделив этапы ее формирования и создав свою специфическую модель. Для того чтобы данные модели функционировали, они должны быть, прежде всего, легитимными. Не менее важна такая характеристика, как «развивающая демократия» в концепции имеющихся преобразований.
Интересным является подход к принципам построения демократии, особенно принципу справедливости. В частности, он обосновывает необходимость граждан в защите от внешних и внутренних угроз. Под внешними угрозами он понимал посягательства извне, а под внутренними защиту друг от друга и от правителя. Но для оптимальной реализации политики в государстве требовалось и оптимальное количество людей, активно участвующих в политической жизни государства. Только таким образом было возможным, по его мнению, создать неформальное, структурированное и развивающееся общество.
Рисунок 2. Философия Нового времени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ