Общая характеристика политической философии Томаса Гоббса
Давая общую оценку воззрениям английского философа, расцвет творчества которого пришелся на середину XVII века – Томаса Гоббса, современными исследователями указывается на то, что благодаря Гоббсу был осуществлен качественно новый этап в направлении разработки идей государственности.
Основные труды Т. Гоббса – «Левиафан», «О гражданине» фактически могут расцениваться в качестве первых подлинно политико-философских произведений, в том смысле, который вкладывается в определение соответствующей категории современными исследователями.
Необходимо обратить внимание на то, что сам Гоббс не использовал в своих работах или при характеристике собственного творчества термина «политическая философия», однако, по мнению ряда исследователей его творчества, Гоббс одним из первых ввел в научный оборот понятие «философия государства».
При этом анализ его произведений, рассматриваемой проблематики и исследуемых Гоббсом вопросов позволяет сделать вывод о том, что в его творчестве затрагиваются гораздо более широкие положения, относящиеся к миру политического в целом, не ограничивающиеся пределами исключительно государства и государственных явлений.
Сравнение работ Т. Гоббса с трудами античных классиков философской мысли в сфере государства и политики демонстрирует наличие разительных отличий в стилистике изложения материала и смысле предлагаемых концепций. Так, приводя общую характеристику творчеству Т. Гоббса отмечается то, что в основе его концепции лежит взаимодействие и динамика противоположных начал коллективно-государственного и индивидуально-личностного.
Договорная теория происхождения государства
Общественный договор – соглашение, достигаемое гражданами по всем вопросам, связанным с определением и установлением принципов и правил государственного управления, с необходимым с точки зрения норм действующего права оформлением.
Таким образом, понятие общественного договора предполагает то, что люди, заключая соответствующее соглашение (контракт) откажутся от части собственных суверенных прав в пользу государства, которое, в свою очередь, воспримет обязанность по обеспечению их интересов.
Заслуга Томаса Гоббса в сфере разработки теории общественного договора состоит в том, что он был первым философом, подробно и определенно сформулировавшим соответствующей теорию. Он указывал на то, что жизнь в догосударственном («естественном») состоянии была для людей одинокой, бедной и неприятной, поскольку в таком состоянии личный интерес вкупе с отсутствие субъективных прав и соглашений препятствовали нормальному развитию общества.
Отчасти с этими же негативными проявлениями Гоббсом связывались аполитичность и асоциальность людей в соответствующий период. Однако закономерным следствием развития «естественного состояния» людей стало появление общественного договора.
По своему существу «общественный договор» может быть охарактеризован в качестве определенного события, в рамках которого люди объединялись, отказываясь при этом от части собственных естественных прав, осознавая необходимость этого для формирования целостного общества, а в дальнейшем – государства, призванного защищать человеческие права и свободы, а также регулировать основы социального взаимодействия.
Таким образом, «заключение общественного договора» позволяло вывести общество людей из естественного, анархичного состояния и создавало предпосылки и условия для эффективного эволюционного развития человеческого социума.
Трактат «Левиафан» как основа политической философии Т. Гоббса
Как было отмечено выше, работа Т. Гоббса «Левиафан» по праву признается одним из первых основательных трудов в области политической философии, оказавшей заметное влияние на развитие политики и государственности, а также рассматриваемой сферы философского знания.
В «Левиафане» Гоббс рассуждает о том, что следует выделять три основных этапа становления политического организма:
- Естественное состояние, в рамках которого происходит своеобразная «война всех против всех», а единственно актуальные на данном этапе естественные законы, не приводят к установлению мира и безопасности в обществе;
- Переход к государству – в рамках данного этапа происходит осознание недостаточности естественных законов, и необходимости отказа от части естественных прав, установлению возможности применения мер государственного принуждения, как залога мира и безопасности людей;
- Государственное состояние – результат эволюционного развития общества, достигаемый после заключения т.н. «естественного договора» между всеми членами общества.
Наряду с рассмотрением вопросов и порядка возникновения государственности, большое значение в «Левиафане» уделено Гоббсом рассмотрению и философскому осмыслению проблем мятежей и восстаний в государстве. Так, Гоббс указывал на то, что право на восстание по праву принадлежит народу, в том случае когда правительство безвластвует, то есть оказывается неспособным обеспечить защиту собственных граждан (подданных)
Также Гоббс формулировал три начала, проявления которых обнаруживаются в тех государствах, граждане которых способны устраивать мятежи:
- Предрасполагающие людей к мятежу учения и склонности, по своему содержанию, противные мирному государственному устройству;
- склонности, которые уже предрасположенных склоняют, призывают и направляют к отделению и к оружию;
- Наличие определенного способа осуществления мятежа, восстания.
Подводя итог рассмотрению политической философии Т. Гоббса, необходимо обратить внимание на то, что его труды в рассматриваемой сфере оказали значительное влияние не только на философскую мысль его времени, но и дали основу двум теориям, получившим широкое распространение относительно недавно – во II половине XX века. Это теории рационального выбора и теории относительной депривации.