Основные положения учения Аристотеля о политическом
Политическая теория Аристотеля, в противовес «идеальному государству» Платона, в первую очередь берет за основу реально существующие политические и общественные отношения и конструкты. Такой политический «прагматизм» вытекает в целом из философского проекта Аристотеля, во многих пунктах направленного против идеалистической философии Платона.
Сфера политики, по мысли Аристотеля, тесно связана с этикой. В основе ее должно лежать стремление к нравственности, следование устоявшимся моральным установкам. Этика – это своего рода введение в политику. Исходя из этого, предметом политической философии является изучение того, как в политическом проявляется справедливость.
Справедливость имеет два модуса смысла:
- уравновешивающая справедливость – «арифметическое равенство», что проявляется в области непосредственного применения права к явлениям и процессам общественно-политической жизни людей (например, возмещение ущерба, установление степени вины и соответствующего наказания и т.д.);
- распределяющая справедливость – «геометрическое равенство», которое выражается в распределении между членами общества благ; при этом указанные блага могут делиться и не строго поровну, на это влияет степень вклада каждого члена общества в его развитие.
В связи с этим, следует упомянуть о том, что Аристотель является сторонником рабства. По его мнению, доводом в пользу рабства является природное неравенство людей. Он считает, что природа изначально наделяет «варваров» физической силой, обрекая их тем самым на подчиненное существование в рамках властной структуры общества. С другой стороны, Аристотель видел и экономические причины рабства: рабы – это хорошая трудовая сила.
Учение о государстве
Государство Аристотель понимает как политическое общение. При этом государство включает в себя предшествующие ему виды общения. Таковыми являются семья и селение. Как естественная необходимость толкает мужчину и женщину соединяться в семью, так и людей, членов сообщества, побуждает к образованию государства стремление к утверждению своего экономического благосостояния и безопасности.
Изначально государство образовалось из селения, которое является общением нескольких семей. В подтверждение Аристотель приводит примеры греческих патриархальных государств, которые управлялись «патриархами», старшими в роду. Вместе с тем, Аристотель отличает такую власть от чисто политической. Он считает, что политическая власть не должно всецело узурпировать одним человеком, но она является достоянием свободной и равной политической аристократии того или иного сообщества.
На основе общения нескольких селений образуется общество. Главная его функция – совместное достижение блага. Поэтому государство – это естественным путем возникающая общественно-политическая структура для достижения определенных целей как экономических (достижение блага), так и морально-нравственных (воспитание в человеке понимания этической категории справедливости).
Государство, по мнению Аристотеля, является незыблемым установлением, т.к. по своей природе человек является существом политическим. Это выражается в том, что человеку присуща такая черта, как властность.
Формы правления
Аристотель в своей политической философии формулирует классификацию политических форм правления.
В целом, Аристотель делит все формы на два широких класса:
- Правильные, среди которых монархия, аристократия и полития.
- Неправильные – тирания, олигархия и демократия.
Наихудшей формой правления древнегреческий мыслитель считает тиранию. Резко критикует он и ту демократию, что всецело отдает власть народу, при этом умеренные проявления демократических принципов устройства государства Аристотель принимает, считая, что они способствуют консолидации богатых и бедных.
Наилучшая форма правления – полития. Она являет собой нечто среднее между аристократией и демократией, где ключевую роль играет средний класс. Полития – это «среднее» государство, где доминирует умеренность в достатке и нраве.