Место государства в современном глобальном мире
Глобализация как одна из главных тенденций экономического развития человеческого общества берёт своё начало со второй половины ХХ века и выражается в интенсификации взаимодействия стран в масштабах мирового хозяйства и в возникновении новых форм международного экономического сотрудничества коммерческих организаций. Глобализация мировой экономической системы представляет собой сложный, многомерный и нелинейный процесс, в результате которого его участники не только получают определённые выгоды, но и сталкиваются с большим числом серьёзных проблем глобального характера. А их решение не представляется возможным без участия «сильного» государства.
В данном случае основными пробелами считаются:
- необходимость учёта и регулирования международного товарооборота, выполнения валютно-финансовых операций, налогообложения;
- обеспечение защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, в том числе посредством поддержки и стимулирования экспорта их продукции;
- экспансия и активизация деятельности транснациональных корпораций, которые вытесняют с национальных рынков местных производителей;
- увеличение объёмов эмиграционных потоков, за которым следует рост числа преступлений и террористических актов.
Эти и ряд других проблем обобщённо можно назвать возникновением угроз для национальной безопасности стран. Отсюда следует вывод о том, что в условиях глобализации роль государства должна претерпевать существенные изменения в сторону её повышения. Это является ответом на значительное повышение требований к управляющему звену национальных экономических систем, которые в глобальном пространстве должны развиваться ещё эффективнее, чем раньше.
Характеристика процессов глобализации
Глобализационные процессы способствовали трансформации экономических функций государства, на всех уровнях общественного взаимодействия:
- наднациональный (международный) уровень – государство, принимая выработанные и действующие в рамках мирового сообщества требования и правила, делегирует часть своих функций по регулированию внешнеэкономической деятельности специализированным международным организациям;
- национальный (общегосударственный) уровень – государство превращается в центр гармонизации экономических отношений между международным и местным уровнями, которая осуществляется посредством поддержки внешнеэкономической деятельности национальных резидентов с зарубежными субъектами, а также адекватной и мобильной реакции на происходящие в мире изменения;
- внутринациональный (региональный, локальный) уровень – государство, деятельность которого в условиях глобализации значительно усложняется, всё чаще начинает передавать свои отдельные полномочия территориальным (региональным, местным) органам публичной власти.
Участие в международных организациях, заключение международных договоров накладывает на государства обязанности по соблюдению их норм. С одной стороны, это ограничивает возможности государства по регулированию национальной экономики и взаимодействия с другими участникам мировой экономики, что может привести к ущемлению национальных экономических интересов государства. С другой стороны, эти нормы распространяются и на другие государства, уравнивая их правовое и экономическое положение в мире, что позволяет странам, активно участвующим в международной торговле, извлечь определённые выгоды.
Подобные объединения, количество членов которых насчитывается десятками, а иногда и сотнями государств, представлены следующими международными организациями и региональными объединениями:
- Организация объединенных наций (ООН);
- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
- Всемирная торговая организация (ВТО);
- Всемирный банк (ВБ);
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Европейский союз (ЕС);
- Евразийский экономический союз (ЕАЭС);
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
- Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).
Реакция государственных органов на процессы глобализации
В современной глобальной экономике сложился особый мировой порядок. В его основу положена неолиберальная модель экономического развития, в соответствии с которой международные экономические взаимосвязи должны регулироваться рыночным механизмом вместе с присущими ему изъянами. В отношении национальных экономик взят курс на их переориентацию со всестороннего развития на специализацию в какой-нибудь одной отрасли.
Это всё предполагает снижение государственного участия в экономической жизни современного общества. Считается, что ряд ключевых государственных функций по управлению экономическими процессами должны быть переданы специализированным международным учреждениям.
Данный порядок глобализации создаёт условия, в большей степени благоприятные для развитых стран. Они являются основателями международных экономических организаций, проводящих, как правило, такую политику, которая позволяет им получить наибольшие преференции на мировых рынках.
А вот странам, относящимся к категории развивающихся, становится всё сложнее включиться в мировое хозяйство. После того, как их правительства прекращают выполнять основополагающие стратегические и социальные функции, население начинает получать убытки от деятельности на своей территории крупных транснациональных корпораций, которые уже перенимают отдельные элементы государственной власти.
Следовательно, у развивающихся стран возникает реакция, противоположная по своей сущности процессу глобализации. Государственные органы начинают усиливать своё влияние и проводить активную протекционистскую политику.