Общая характеристика унитаризма
Унитаризм – это форма государственного устройства, которая характеризуется централизованным руководством административно-территориальными единицами, отсутствием государственных образований.
Государство характеризует не только его политическая форма организации и правления, но и занимаемая им территория. Суверенитет и пределы юрисдикции, основы права характеризуют территориальную целостность государства и нерушимость его границ. Государственное устройство отражает вид территориально-политической организации, охватывающей принципы взаимоотношений между всеми уровнями власти.
В современном мире существуют три типа территориально-административного устройства:
- конфедеративное;
- федеративное;
- унитарное.
Масштаб данных образований, их юрисдикционные полномочия, степень зависимости от центрального правительства или автономии определяются внутри страны.
Сегодня унитаризм является самой распространенной формой государственной организации. Исторически, унитарная форма устройства государства является самой первой и формировалась она вместе с организацией самого государства. Унитарными были практически все древние и средневековые государственные образования. К примеру, все Европейские и Восточные абсолютные монархии, Римская империя, Китайская и Японская империи и Европейские королевства в средневековье были унитарными.
Процесс национализации государств, постепенно привел государства к унитарному строю и окончательно разрушил феодальную раздробленность, что наложило неизгладимый отпечаток на историческую значимость для развития национальной государственности сегодня.
Позже появились идеи формирования федеративного и конфедеративного устройства государства.
На сегодняшний день можно выделить такие унитарные государства, как: Япония, Италия, Китай, Венгрия, Армения, Иордания и др.
Признаки унитарного государства
Унитарными государствами являются государства, обладающие характерными признаками:
- наличие единой конституции;
- единые правительственные органы (представительные, исполнительные, судебные), руководящие местными органами;
- единая финансовая и налоговая политика;
- единое гражданство на всей территории государства;
- власть правительственных органов распространяется по всей территории одинаково.
Делегирование полномочий происходит от центральных властей к территориальным соответствующим органам самоуправления. Независимо от политического режима страны, демократического или авторитарного, в унитарном государстве существует единственная система органов власти и органов правосудия, которые опираются единые общепринятые нормы.
В унитарном государстве всегда происходит централизация власти, управленческие образования полностью подчиняются главному правительству и считаются его административным подразделением. В демократических странах руководители местных органов избираются с помощью проведения выборов, но полномочия их очень ограничены, они подконтрольны центральному правительству.
Соответственно, унитарные государства являются достаточно простыми, но едиными слитными по своей структуре, в отличие от федеративного устройства. Масштаб зависимости местных органов от центральных властей и контроль со стороны центра определяет принятая в каждой отдельной стране конституция. Жесткость централизации власти в унитарных государствах зависит от политического режима внутри государства.
Децентрализация власти в унитарном государстве
Унитарная система власти допускает разные формы децентрализации власти с предоставлением местным властям достаточно широкого круга полномочий, но без каких-либо преимуществ. Внешние политические отношения входят в полномочия только центральных, высших органов власти, которые являются официальными представителями государства.
Разделение в унитарном государстве происходит только территориально, и составные части являются административно - территориальными единицами (округа, области, регионы и др.). У таких единиц нет признаков государственного образования, соответственно не они обладают самостоятельностью. Территорию унитарного государства можно изменить соответствующим приказом государственного значения, без согласия местных органов власти или проживающего в данном районе населения.
Однако признаки унитарного государства допускают наличие одного или нескольких образований, которые могут пользоваться особым статусом, таким как автономия. Степень самостоятельности автономных образований внутри государства определяется центром.
Автономия или другие государственные образования могут обладать отдельными атрибутами государственности.
Деление унитарного государства на территориально-административные единицы может быть затронуто в конституции, либо быть отражено в другом государственно важном документе. Например, конституция Испании содержит раздел «О территориальном устройстве государства», в нем подробнейшим образом описаны общие принципы, законные основания административных и автономных единиц.
В конституции Италии прописаны полномочия местных автономий, и неделимая республика обязуется содействовать их развитию. В Италии самая широкая административная децентрализация власти.
Греция в своей конституции декларирует положение о том, что административное деление страны производят на основании социально-экономических условий, его государственная администрация организована по признакам децентрализованной системы.
Существуют унитарные государства, в которых территориальное разделение происходит в многозвеньевой системе, например, в Нидерландах провинции – это муниципалитеты, в Армении - области-общины, а в Италии административно-территориальное деление происходит на три звена область - провинция-коммуна.
Количество ступеней в политико-административном делении зависит от территории и численности населения государства и от исторически сложившихся социальных факторов.