Социально-политическая и экономическая обстановка в западных странах в первые десятилетия после Второй мировой войны демонстрировала необходимость изменения текущего государственно-властного курса, как единственно верное решение сложившейся кризисной обстановки.
В числе конкретных предпосылок, свидетельствующих о необходимости коренного переустройства политической бытности в Западных странах на рубеже 60х-70х гг. прошлого века принято называть: бюрократизацию государства, рост чиновничьего аппарата, обуславливающий необходимость взимания больших налогов, которые, в свою очередь, повсеместно сдерживали развитие производства и вызывали недовольство со стороны субъектов предпринимательской деятельности.
Кроме того, активная социальная политика, широко развернувшаяся в первые послевоенные годы привела к формированию так называемого класса «новых бедных» – слоя безработных граждан, которые на протяжении длительного времени получили социальную помощь, выступавшую, в свою очередь, единственным источником их дохода и материального обеспечения.
Совокупность названных и многих иных обстоятельств привела к тому, что в ведущих западных странах постепенно происходило переустройство политической элиты – на смену социал-демократам, утверждавшим необходимость всесторонней социальной направленности государства и его участия в экономической сфере общественной жизни, постепенно приходили консерваторы.
При этом в связи с тем, что идеи классического консерватизма насчитывали к тому моменту практически двухвековую историю, приложение соответствующих идей происходило в несколько измененном виде, который получил название неоконсерватизма.
В этой части представляется целесообразным обратить внимание на то, что неоконсерватизм как современная политико-прикладная и политико-теоретическая категория характеризуется наличием двух основных трактовок:
Наряду с наличием различных трактовок понятия неоконсерватизма, анализ специальных источников и литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время и достаточно разнообразна характеристика содержания и сущностных особенностей рассматриваемой идеологии, подробнее о которых будет сказано ниже.
Анализ современных источников и специальной литературы, посвященной изучению проблем политического устройства, позволяет сделать вывод о выделении исследователями самых разнообразных особенностей неоконсерватизма, связанных как с содержанием соответствующего течения, так и с аспектами его практической реализации в конце XX – начале XXI века. В том числе, среди обозначенных особенностей принято называть:
Как было отмечено выше неоконсерватизм, как современное политико-идеологическое течение отличает наличие множества особенностей организационно-практического и содержательного характера.
В отличие от сторонников идей классического консерватизма, последователи неоконсерватизма не являются противниками прогресса, напротив, современные неоконсерваторы прямо утверждают неотвратимость социально-экономических преобразований и, более того, сами предлагают те или иные варианты социального реформирования. При этом следует отметить, что неоконсерваторы признавая необходимость постепенного развития, по-прежнему остро противостоят революционным социально-экономическим преобразованиям;
Признаком современного неоконсерватизма выступает то, что в его содержание включена переосмысленная модель взаимодействия государства и личности – индивид, с точки зрения неоконсерваторов, преимущественно должен рассчитывать на собственные силы, и в меньшей степени на «локальную солидарность» других граждан. Государство, в свою очередь не обязано оказывать непосредственную поддержку каждому члену общества, а призвано обеспечивать сохранность соответствующего общества и необходимые жизненные условия на началах правопорядка и стабильности социально-политической системы;
Неоконсерваторы последовательно обосновывают точку зрения о том, что основным экономическим инструментом обеспечения социальной стабильности выступают механизмы рыночного хозяйствования.