История становления монархии в Германии
Абсолютная монархия в Германии начала формироваться примерно в четырнадцатом веке, когда отдельные княжества-государства стали объединяться под эгидой стильных монархов. В основном, членами правлений таких государств становились духовенство, рыцари и граждане, проживающие в городах. В Германии собрание указанных граждан именовались ландтагами.
Подобные собрания ограничивали князей в их власти внутри своих структур, напоминая некие сословно-представительные учреждения. Однако при обсуждении важнейших дел данные организации не пользовались решающим правом, но их согласие было обязательно спрашивать при разрешении каких-либо финансовых вопросов. Однако даже в этом случае правитель мог руководствоваться только мнением духовенства или рыцарства, так как именно данные категории населения были освобождены от уплаты налогов.
Примерно в XVI-XVII веках были закончены религиозные войны. В этот период возросла роль княжеского абсолютизма и, соответственно, роли князя в формировании общества, политики в обществе и государстве в целом.
Абсолютизм при этом выступал в качестве необходимости формирования феодальных отношений с учетом буржуазного давления и подчинения князьям.
Неслучайно абсолютизм впервые был утвержден именно в Баварии в первой трети 12 века, Несмотря на то, что данный регион отличался особой экономической отсталостью. Однако княжеский абсолютизм не играл какой-либо положительной роли для объединения территорий, он только способствовал раздробленности данного государства в течение очень длительного времени.
Особенности германского монархизма
Органы правления, сформировавшиеся в период монархии в Германии, имели определенные особенности.
Монархизм в Германии характеризовался следующими признаками:
- установление абсолютной власти правителя в лице князя;
- формирование особой структуры государственных органов;
- установление определенных взаимоотношений с организациями самоуправления.
В этот период было преобразовано полностью феодальное общество Германии. При этом абсолютная монархия очень сильно повлияла на развитие многих институтов государства. Даже католическая церковь, которая обладала безусловным авторитетом, оказалась подчиненной абсолютной власти монархов. По сути, она несколько утратила свою автономию. Это перемена стала особенно заметна на фоне других государств, где церковь по-прежнему играла важную роль. В Германии она занималась чисто церковными делами.
В указанный период также имелись следующие особенности:
- начинают формироваться органы местного самоуправления, а также институты самоуправления;
- сословно представительская монархия обусловило особую историческую судьбу Германии в условиях развивающегося абсолютизма;
- все органы и структуры сохранились в этот период, однако они, также как и во Франции и России в указанный период, перестают активно реализовывать свои функции, основная их масса ложится на правителя в лице монарха.
Для Германии интересным является тот факт, что взаимоотношения с монархом были различными в разных крупных германских землях: например, в Баварии, Австрии, Пруссии и так далее.
Важную роль на тот момент также играла судебная и административная власть, полицейские органы, суды, которые разрешали гражданские и уголовные дела, а также иные органы, основной целью которых являлся надзор за соблюдением законодательства.
Формирование органов местного самоуправления в период монархии в Германии
Образованием в этот период стала Вотчина, которая не обладала определённой самостоятельностью, а органы в них обладали рядом широких полномочий. Таким образом, формировалась система местного самоуправления. Права управляющих лиц регулировались земским правом. Кроме того, были существенно расширены административные и полицейские функции государства, активно развивался институт принуждения, контроль за церковью и так далее.
В этот период также возникли земские советники, ставшие центральным институтом в сфере местного самоуправления. Подобные процессы происходили и в рамках городского управления. Были успешные урегулированы полномочия указанных органов, а также была установлена децентрализация власти на территории Германии. Это было связано с тем фактом, что на территории Германии имелось множество разрозненных субъектов, управление которыми осуществляли разные князья.
В последующем органы местного самоуправления были сформированы окончательно. Нередко они избирались установленными лицами. Однако в некоторых территориях совета назначались королем. В последующем городские советы утратили все свои важнейшие качества и превратились лишь в магистраты централизованного государства. Многие провинции стали полностью военными, то есть реализовывали военную функцию, чтобы было на руку многим князьям.
В рамках городских общин нередко выделяли так называемые привилегированные корпорации, которые играли только административную функцию. Полномочия тех или иных муниципальных органов ограничивались только территориями города. В других муниципальных образованиях управление осуществляли соответствующие органы и организации.
Таким образом, городской магистрат мог назначаться или избираться. В последующем, подобная модель стала основной для разработки такого органа, как Бундестаг и Бундесрат. Городские магистраты также управляли имуществом города, рассматривали определенные категории дел, которые в соответствии создаваемыми нормами права были подведомственны им. Нередко осуществлялось собрание с привлечением граждан, на котором рассматривались важнейшие вопросы жизнедеятельности общества и города.
Однако указанные организации не наделялись судебными правами или административными правами, в основном управленческими функциями, вопросами издание нормативных актов.
Важную роль в этот период занимали образовательные учреждения, а именно университеты, которые приобрели особый статус. Сохранялись особые юрисдикции университетов, однако вводились определенные государственные ограничения, которые касались только членов университетов, а также членов их семей. Но основные споры в данной сфере рассматривались только относительно личных прав, а не имущественных.