Формы правления и его виды
Форма государственного правления представляет собой способ организации высших органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия, как с другими органами, так и с политическими партиями, разными социальными группами и классами.
В свою очередь форму правления можно разделить на монархию и республику. Более подробно остановимся на монархии.
Рисунок 1. Форма правления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Монархия представляет собой форму правления, из которой следует, что вся власть принадлежит только одному человеку, который не обременен обязанностью нести ответственность и отчитываться перед кем-либо, за исключением одного только Бога.
В качестве лидера монархии может выступать король или царь, султан или шах, император, данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно общепринятому мнению все монархии можно разделить как на абсолютные, так и на ограниченные, дуалистические и теократические, а также сословно-представительные.
Однако отдельного внимания заслуживает особый вид монархии, также именуемый как нетипичная форма монархии, а именно квази-монархия, представляющая собой эволюционную форму привычных, классических монархий.
На сегодняшний день сложилось устоявшееся мнение: если верховная власть не является абсолютной, значит, она является номинальной и сведена к минимуму. Главы-представители подобных монархий считаются таковыми только с юридической точки зрения, но не воспринимаются с фактической стороны.
В связи с этим возникает вполне логичный вопрос о наличии возможности характеризовать такие монархии как традиционные? Или же более правильным будет назвать их особенными, своеобразными, то есть нетипичными? Остановимся на этом более подробно.
Общая характеристика квази-монархии.
Прежде всего, самое главное отличие квази-монархий от традиционных форм правления состоит в том, что глава государства, то есть монарх, утрачивает свою роль и статус части государственного управления. При сравнении с парламентскими монархиями можно отметить тот факт, что руководящие полномочия переходят в распоряжение парламента, однако данное обстоятельство не вычеркивает монарха из процесса управления государством.
В связи с этим также отпадает необходимость в контрасигнатуре. Нередкими становятся случаи, когда на важных международных событиях (например, встреча «Большой восьмерки») принимают участие именно премьер-министры, а не лично монархи. В качестве примера можно привести Японию и Великобританию, страны, поступающие именно таким образом.
Также можно выделить следующие признаки квази-монархии:
- монарх – пожизненно возглавляет государство;
- наследственный характер – власть от главы государства передается непосредственно к его наследнику;
- отстранение монарха от управления – за монархом сохраняются только представительские функции;
- представление государства на мировой арене не монархом, а главой правительства;
- власть монарха представляет собой дань устоявшимся традициям и обычаям.
Исходя из приведенных выше сведений, можно сделать вывод, что квази-монархия представляет собой форму правления, основанную на устоявшихся традициях и институтах единоличного наследственного монарха, а также практики реализации его полномочий посредством институтов парламента и главы правительства.
Квази-монархия с практической точки зрения
Стоит также отметить, что за время своего развития, квази-монархии проделали немалый путь от неловких попыток ограничить монархию до современной конституционной монархи, которая практически не отличается от республики. Для большей наглядности рассмотрим ряд примеров.
Самым логичным, можно даже сказать типичным примером служит Великобритания. Данное государство, в подтверждение сказанного ранее, постепенно, не спеша и последовательно подошло к введению ограничения власти монарха. На сегодняшний день королева Елизавета II, являющаяся монархом Великобритании, сохранила свою власть только как символ государства, дань традициям и обычаям.
В качестве другого примера можно привести Бельгию. В данном примере затянулся процесс «республиканизации» страны, который продолжается и сегодня.
Квази-монархия коснулась и Италии, застав ее в период фашисткой диктатуры, пришедшейся на период с одна тысяча девятьсот двадцать второго года по одна тысяча девятьсот сорок третий год. С формальной точки зрения Конституция Италии, рассматриваемого периода, не отменялась, однако, с фактической точки зрения, прекратила свое существование. И как следствие вся полнота власти монарха сосредоточилась в руках правительства. В результате таких действий Б. Муссолини обрел неограниченную власть.
Рассмотрев квази-монархию с точки зрения нетипичных форм монархии, можно сделать ряд небольших заключений. Прежде всего, стоит отметить, что на сегодняшний день все больше начинают создаваться смешанные формы правления. Такое становится возможным, например, посредством включения в парламентскую республику отдельных элементов, характерных исключительно для президенцианизма, а в президентскую – парламентаризма.
В качестве причин, непосредственно влияющих на появление новых, нетипичных форм правления, можно выделить следующие факторы:
- Во-первых, традиционные или классические формы правления в современном мире становятся не всегда эффективными и успешными, а зачастую просто не подходят современному обществу, в то время как та или иная форма правления в любом случае должна отличаться в достаточной степени эффективностью, а также надлежащим уровнем взаимодействия с другими органами власти.
- Во-вторых, активное распространение европейских ценностей по вопросам взаимодействия тех или иных органов власти, в то время как раньше подобные ценности даже не рассматривались.