Избирательная система как демократический механизм формирования власти
Избирательная система – это определенный набор методов, правил, правовых норм проведения процесса выборов, которые обеспечивают и регулируют легитимное избрание граждан на определенные государственные посты, формирование органов публичной власти через избрание их членов путем голосования выборщиков или избирателей.
Избирательная система – понятие широкое, включает различные аспекты голосования:
- определение количества кандидатов и избирателей,
- сроки проведения выборов,
- расходы на кампанию,
- систему предоставления и подсчета бюллетеней,
- другие факторы, которые связаны с процессом избрания состава органов публичной власти, а также граждан на руководящие должности.
Избирательные системы определяются законами о выборах и конституциями, могут подразумевать разные типы выборов для различных должностей.
Избирательная система – это основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
Избирательная система представляет собой специфический политический институт, который связан с организацией выборной кампании политических деятелей путем проведения голосования, определения его результатов, распределением между партиями мандатов.
Признак демократического режима – это периодически проводимые выборы руководящих лиц и органов государства. Демократия – это политическая система, в которой народ является носителем и источником власти, а государство обязуется соблюдать права и свободу граждан, в том числе право выбирать и быть избранными.
Демократия бывает нескольких типов:
- Прямая демократия (в современном мире - электронная). Каждый участник напрямую участвует в управлении государством.
- Плебисцитарная демократия – осуществляется через референдум, когда власть предлагает некую проблему и одно или два решения этой проблемы. Граждане голосуют «за» или «против».
- Представительная демократия – это когда граждане идут на выборы, выбирают своего представителя, отправляют его в парламент на определенный срок, и там он представляет интересы своих избирателей.
Выборы – это установленный законодателями способ проведения голосования, подсчета и определения его результатов, а также порядок распределения мандатов между избираемыми лицами. Голосование или выборы проводятся на определенной территории, которая делится на округа. Округом может быть, как вся страна, так и отдельные ее части.
Выборы делят:
- по масштабу (федеральные, региональные, местные);
- по объекту (президентские, парламентские (выбор в Государственную Думу), органов местного управления).
Базовые принципы демократических выборов:
- Равенство. Граждане могут избирать и быть избранными.
- Всеобщность. Все граждане страны с 18 лет могут принимать участие в выборах независимо от расы, вероисповедания, образования, наличия денег.
- Тайное голосование. Бюллетень заполняется избирателем в кабинке и опускается в специальную урну.
- Свобода. Каждый человек волен использовать все средства (в рамках закона), чтобы в данных выборах победить.
- Гласность. Одна из форм реализации свободы выборов. Каждый кандидат может быть представлен на телеканале и в других СМИ на равных условиях. Например, может свободно представить свою политическую программу и взгляды. Каждый гражданин может заранее и заочно, до выборов ознакомиться с кандидатами.
- Состязательность. Демократические выборы без борьбы кандидатов не имеют смысла. Если борьбы кандидатов не наблюдается, значит, есть опасность вернуться к авторитарному государству, где заранее результат предрешен.
Компоненты избирательной системы
Избирательная система включает два основных компонента избирательной системы:
- избирательное право – это комплекс правовых норм о порядке выборов;
- избирательный процесс – это комплекс действий в процессе выборов.
Избирательное право имеет два основных значения: объективное избирательное право и объективное избирательное прав. Объективное избирательное право представляет собой особый институт конституционного права, который состоит из правовых норм, правил, санкционированных законом, сложившихся обычаев, которые регулируют порядок предоставления гражданам право на участие в выборах. Признаки объективного избирательного права: выступает институтом конституционного избирательного права; комплексный межотраслевой институт права; самостоятельная отрасль права. Субъективное избирательное право – это право граждан какого-либо государства избирать и быть избранным.
Избирательный процесс включает: назначение проведения выборов; регистрацию, в установленном законодательством порядке, избирателей и кандидатов; организацию избирательных районов, округов и т.д., формирующихся согласно принципам представительства (национального, территориального, производственного и т.д.); выдвижение кандидатов; проведение голосования; подсчет голосов и распределение мандатов.
Стадии избирательного процесса:
- подготовительная стадия – включает назначение даты выборов, регистрацию избирателей;
- стадия выдвижения и регистрации кандидатов;
- стадия предвыборной агитации и финансирования выборов;
- стадия голосования и подведения итогов выборов.
Типы избирательных систем
В настоящее время существуют следующие типы избирательных систем:
- мажоритарная;
- пропорциональная;
- смешанная.
Мажоритарная избирательная система. При мажоритарной избирательной системе от каждого избирательного округа можно избрать только одного депутата. Система голосования подразумевает, что выигрывает тот кандидат, за которого проголосовало большинство: относительное большинство, если кандидат набрал на много больше голосов, относительно других (не обязательно набирать больше 50%; например, за одного кандидата проголосовало 40%, за другого 30% и за третьего 30% - побеждает тот, у кого 40% голосов, применяется в Индии, США, Японии, Великобритании); абсолютное большинство (нужно набрать 50% + 1 голос, применяется при выборах Президента России, Финляндии, Франции, Польши, Литвы.
Основные признаки мажоритарной системы: одномандатные округа (на избирательном округе только один мандат, то есть одно место в парламенте); самовыдвиженцы, не обязательно быть членом партии; возможность проведения второго тура, если никто не набрал достаточное количество голосов, проводят вторые, третьи и т.д. туры голосования.
Пропорциональная избирательная система. В зависимости от процента голосов, которые получила политическая партия на выборах, она получает пропорциональное этому количество мест в парламенте. Применяется при выборе депутатов Государственной Думы России, а также при выборах в Израиле, Италии и др. Признаки пропорциональной системы: только партийные кандидаты; голосование за список; минимальный порог прохождения в парламент. Выборы в Государственную Думу РФ - избирательный барьер – 7%.
Смешанная избирательная система. Система, при которой часть мест распределяется по мажоритарной системе, а другая часть – по пропорциональной системе. Например, 50% по мажоритарной и 50% по пропорциональной. Выдается 2 бюллетеня, в одном голосуем за конкретного кандидата, в другом – за партию. Имеется процентный барьер.
Разные избирательные системы обладают рядом преимуществ и недостатков.
Достоинствам разных избирательных систем:
- мажоритарная система - избранный депутат несет персональную ответственность перед своими избирателями; формирует устойчивое правительство, благодаря большинству партии - победителя; дает возможность самовыдвиженцам и маленьким партиям оказаться в парламенте;
- пропорциональная система - отображается воля меньшинства благодаря большому выбору партий; обеспечивается представительство мелких и средних партий в парламенте;
- смешанная система - формируется по-настоящему представительный парламент.
Недостатки избирательных систем:
- мажоритарная система - партия-победитель может занять все места во властных структурах; риск повторного, либо альтернативного голосования; фактически нереально маленьким партиям победить на выборах; практикуют подкуп избирателей.
- пропорциональная система - большую ответственность депутаты несут перед партией, нежели перед избирателями; избиратель выбирает список кандидатов, в большинстве своем не известные; мелкие фракции парламента мешают принятию нужных решений;
- смешанная система - более благоприятна для столичных партий, чем для независимых кандидатов и местных политических объединений.