Общая характеристика и история формирования философии феминизма
Идеи и воззрения сторонников феминизма на протяжении последних десятилетий приобретают такое распространение и масштаб, при котором некогда относительно самостоятельную доктрину впору признавать целой совокупностью доктрин, движений, теорий, а нередко – и целой философией феминизма, объединяющей сторонников противодействия любого рода гендерной дискриминации, стремящихся к обеспечению равенства социально-политических, трудовых, экономических и иных прав и свобод мужчины и женщины.
При этом, переходя именно к характеристике философии феминизма, следует обратить внимание на то, что в ее пределах категория пола используется преимущественно в качестве инструмента для изучения и анализа культуры. В то же время, современное положение, при котором феминизм действительно представляет собой альтернативную философскую концепцию, объясняющую процессы и особенности социокультурного развития человечества, сформировалось далеко не сразу – в течение довольно длительного промежутка времени феминизм существовал исключительно как идеология равноправия мужчин и женщин, и как относительно самостоятельное социально-политическое движение, стремящееся к достижению обозначенной цели.
Однако было бы неверно оценивать обозначенные формы и этапы развития феминизма без учета их роли в формировании философии феминизма, так как, напротив, именно в поисках ответов на реальные вопросы, связанные с характеристикой статуса женщин в обществе, теоретики феминизма будучи не согласными с положениями традиционной социальной науки, стали формулировать собственные теоретические претензии к традиционному западную знанию, а также новые теоретико-методологические подходы к его получению и анализу существующей культуры.
Именно данный процесс постепенно привел к формированию самостоятельного направления философской мысли, сторонники которого заняты поисками ответов на глубинные вопросы сквозь призму соотношения биологической и социальной гендерной дифферениации – философии феминизма.
Критика традиционной западной культуры, как элемент философии феминизма
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что важнейшим элементом философии феминизма, наряду с терминологическим и категориальным аппаратом, стала критика традиционной западной культуры, выступившая результатом ее многолетнего анализа, окончившегося выводом о патриархальности и андроцентристскости ее содержания.
Так, идеологи и сторонники феминизма выяснили, что практически все сферы общественной жизни, социальные институты, действующие правила поведения, упорядочивающие межличностное взаимодействие, и т.д. характеризуются наличием четкой мужской доминанты. В первую очередь это прослеживается в сфере государственно-властных отношений и отношений собственности, традиционно находящихся в руках мужчин, и служащих, в этой связи, исключительно их интересам. Кроме того, в рамках философии феминизма обращается внимание на то, что даже эмоционально сфера власти отмечена исключительно мужскими чертами:
- жесткостью,
- насилием,
- агрессивностью, и т. д.
Также в рамках философии феминизма обращается внимание на то, что даже в такой сфере общественного сознания как мораль, при ближайшем рассмотрении обнаруживается влияние гендерных представлений и норм – для западного общества в наибольшей степени характерно преобладание таких ценностей как независимость, индивидуализм, равенство, и т.д., которые, как известно, на протяжении многих столетий считались исключительно мужскими «атрибутами». В то время как предписываемые нормами общественной морали качества женщин (самоотверженность, эмоциональность, мягкость, преданность, и т. д.) в собственном смысле не являются общечеловеческими моральными ценностями.
Не удалось избежать критики в процессе становления философии феминизма и традиционной западной науке, причем начиная с самого его определения. Так, идеологи феминизма обращают внимание, что понятие науки в западных странах проводится через использование подлинно мужских атрибутов – объективность, рациональность, строгость, и т.д. Более того, обозначенная тенденция прослеживается и в господствующих способах получения знаний – решительно отвергаются любые способы познания, традиционно связываемые в социальном мировоззрении с женской познавательной деятельностью (чувственное познание, интуиция, и т. д.).
Гендер и пол, как элементы философии феминизма
Как теория, так и философия феминизма в наиболее общем виде могут быть определены как форма философско-культорологического анализа понятия пола, в связи с чем, соответствующая категория выступает одной из составляющей рассматриваемой философской доктрины.
В конечном итоге теоретики феминизма пришли к идее о целесообразности различия биологической составляющей (пола), представляющей собой совокупность анатомо-биологических особенностей и социального пола – более сложной категории, выражающейся вовне в социокультурном конструкте, надстраиваемом обществом над традиционной физиологической реальностью.
При этом ключевая особенность приведенного разграничения состоит в том, что в конечном итоге не биологический пол, а именно социокультурные нормы в конечном итоге определяют психологические качества личности, модели поведения, род и вид деятельности, профессию, и т.д.
Иными словами, одним из ключевых тезисов философии феминизма выступает идея о том, что быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, а выполнять те или иные социополовые (гендерные) роли.
Таким образом, в результате проведенной характеристики философии феминизма представляется обоснованным вывод о том, что метафора пола выполняет роль культурно-формирующего фактора. То есть гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире.