В настоящее время нет точного определения, которое могло бы охарактеризовать политический процесс с точки зрения изучения предмета. Есть версия, что подобные процессы имеют стихийную направленность действия, что приводит к нерациональному характеру всего явления. Он может зависеть от многих факторов. Явления изменяются, когда на них воздействуют политические лидеры различных стран. Политическим процессом и его формированием занимаются непосредственно люди, населяющие то или иное государство, их воля, стремление, характер.
На небольшом уровне видна значимость подобных явлений и событий в случайном исполнении, но на общем уровне для достижения определенных целей важны иные институциональные и некоторые другие виды политической деятельности. Они формируются под воздействием правил, способов поведения, общих ценностей, которые господствуют на этой территории, традиций и других форм поведения. Политический процесс можно назвать логичной последовательностью этих взаимодействий при помощи факторов.
Структура политического процесса
Политический процесс может рассматриваться как одно целостное явление, которое поддается научному анализу и структуризации.
Видимая изначальная необъяснимость тех или иных процессов может быть объяснена при помощи различных инструментов и методов изучения. При этом непредсказуемость рассматривается как некий следственный вывод несовершенства всего научного аппарата и способа мышления.
Структура политического процесса описывается при помощи анализа взаимодействия между разными политическими и социально-экономическими факторами. Выявляются научным способом основные фазы прохождения политического процесса, а также устанавливаются размеры смен этих фаз процесса. В общем смысле это называется динамикой политического процесса. Он имеет различные стороны своего развития от конкретно возникающих в этот промежуток времени обстоятельств.
Выяснением этих факторов сегодня занимаются целые группы специалистов-политологов. От правильной трактовке и установке факторов зависит определение политического процесса в целом. Характер взаимодействия зависит от масштаба политического процесса и факторов, поэтому это имеет иногда решающее значение в составлении анализа увиденных процессов в общественной и политической сфере государства.
Эксперты составляют так называемый портрет или сюжет политического процесса. Он представляет собой структурное образование совокупных факторов и их взаимодействий, в том числе в расчет берется логическая последовательность возникновения и действия подобных факторов. Все они образуют структуру политического процесса.
Каждый политический процесс имеет свой собственный набор, структуру, из которой он состоит. В параметры политического процесса входят:
- совокупность взаимодействия различных факторов;
- последовательность;
- динамика;
- временные границы измерения процесса;
- иные факторы, влияющие на политический процесс.
Основными факторами политического процесса стали политические системы, их институты, которые представляются в образе государства в виде политических сил и партий, гражданского общества. Также на политический процесс влияют различные группы людей и отдельные личности. Группы людей могут быть организованными и неорганизованными. Все они могут формировать различные политические институты, которые активно влияют на формирование и развитие политического процесса в стране.
Политические институты
Политический институт представляет собой воспроизводимую со временем совокупность норм и правил, организационный потенциал. Они приводят в установленный порядок все политические отношения в определенной сфере политической жизни.
Государство является основным политическим институтом власти. Он стал одним из главных факторов всего политического процесса. Не менее важным при его формировании стало возникновение и функционирование гражданского общества. От его влияния зависит многое в государстве, и процесс представляется как своеобразный политический институт со своими характеристиками и функциями. В настоящее время государство и гражданское общество формирует все основные политические процессы в европейских стран, США и некоторых других развитых мировых государствах.
Существует неотделимая взаимосвязь между государством и гражданским обществом в условиях формирования основного института власти в обществе. Государство чаще всего обладает исключительной властью и полномочиями. Оно становится принуждающей силой в распространении насилия на той или иной территории. Однако под влиянием государства появляется его противоположность в идее гражданского общества, которое сдерживает насилие и является причиной развития всего общества и политики.
Свою роль имеют различные группы людей, которые могут выступать со своими требованиями и убеждениями в качестве индивидуальных лиц или организовывать свою деятельность в рамках иных групп людей. Они также способны формировать путь развития политического процесса, но не в таких серьезных масштабах как основные институты в виде гражданского общества и государства.
Такие группы и индивиды в основном выражают свою позицию, когда приходят на выборы или участвуют в стихийных акциях протеста. Неинституциональные формы также являются наиболее популярными способами изъявления своей позиции в менее развитых странах, где не сложилась модернизированная политическая система и процесс продолжает развиваться. От степени институциализации политической деятельности зависит достижение конкретных целей, а также регулярность политических отношений, их закрепление в правилах и нормах того или иного общества. Также нужно брать в расчет, что не все индивиды обладают высокой степенью участия в политических процессах, что вносит поправки в существование данного явления.
Этапы политического процесса
При определении политического процесса важным параметром в изучении является познание его этапов. Многие взаимодействия политических факторов касаются осуществления публичной власти. Распространенной темой политической науки во всем мире является проведение анализа этого процесса. Однако единых этапов политического процесса не существует. Принято выделять такие основные фазы этапов:
- сбор необходимой для анализа информации и постановка задачи изучения;
- указание альтернативных решений;
- производится сравнительный анализ между установленными мнениями и выбирается наиболее предпочтительный и правильный ответ;
- происходит реализация озвученных решений;
- производится контроль за реализацией решений, действует «обратная связь».
Разный характер и равномерность процессов может приводить к тому, что выделение определенных этапов станет невозможным. Поэтому сегодня в мире нет единого и общего мнения по протеканию этапов. Специалисты отмечают различия между этапами функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания партии. Универсальная модель с признанием всех факторов, влияющих на политический процесс, пока не установлена.