Формирование российского электронного правительства
Концепция создания электронного правительства появилась в самом начале 1990-х годов, но на деле была лишь частично реализована к концу указанного десятилетия. Электронное правительство впервые образовалось в промышленно развитых государствах. В настоящий момент множество стран в мире выпустили проекты электронного правительства; более развитые в экономическом плане государства обладают самыми передовыми электронными ресурсами, позволяющими на этой базе разработать электронное правительство.
Под электронным правительством принято понимать инновационную форму организации деятельности государственных органов власти, обеспечивающую путем широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый, более высокий уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности органов государства.
Основной задачей проекта «Электронное правительство» является:
- обеспечение прозрачности и открытости деятельности правительства;
- учреждение интерактивного диалога общества с правительством.
Создание российского электронного правительства
Создание электронного правительства означает перевод жизнедеятельности правительства в онлайн-режим. Цель такой трансформации аналогична цели перевода деятельности частной компании в сеть Интернет, и заключается она в повышении уровня эффективности работы.
Концепция электронного правительства заключена в упрощении доступа всех граждан к большому количеству различной информации. Что касается пользы для общества, то электронное правительство дает возможность упростить взаимодействие граждан с исполнительными органами государства. Скорость обмена информацией между гражданами и чиновниками резким образом увеличивается. Главная характеристика такого электронного правительства заключается в его интерактивности.
Образование электронного правительства содержит в себе несколько этапов:
- Создание законодательной базы, регулирующей отношения в области оказания услуг онлайн органами государства, а также усовершенствование защиты от киберпреступности;
- Формирование муниципальных, региональных и федеральных сайтов, на которых будет размещаться, предназначенная для граждан информация;
- Превращение сайтов в интерактивные, такие на которых будут оперативно размещаться ответы на часто задаваемые вопросы, и будет осуществляться консультация граждан;
- Формирование на сайтах системы, которая позволит гражданам принимать участие в опросах, участвовать в форумах;
- Оказание онлайн-услуг по уплате штрафов, налогов, а также услуг, которые связаны с продлением срока действия лицензий, регистрацией юридических лиц и пр.
На итоговом этапе развития все муниципальные, региональные и федеральные сайты соединяются в единый государственный портал, предлагающий комплекс услуг для населения. Портал дает возможность гражданам:
- принимать участие в онлайн-обсуждениях;
- предлагать законодательные поправки;
- принимать участие в голосовании в онлайн-режиме;
- иные возможности, которые развивают демократию.
При воплощении концепции электронного правительства в реальность, в итоговом формате оно должно исполнять несколько важнейших функций: оказание населению помощи в повседневной жизни и обеспечение участия населения в демократических процессах.
Две эти функции не тождественны, они не могут замещать друг друга в процессе формирования электронного правительства. С одной стороны, электронное правительство - инструмент для лучшего управления, а также для улучшения связи между бизнесом, правительством и гражданами. С иной стороны, некоторые специалисты полагают, что использование IT в управлении может изменить отношения в обществе, повлиять на достижение реальной демократии, что окажет воздействие на людское сознание.
Развитие электронного правительства в России
В настоящий момент Россия находится на пятом этапе создания электронного правительства, но существует ли готовность ее к переходу на электронные формы реализации власти в важнейших сферах государственной деятельности - государственного управления и обеспечения конституционных гражданских прав?
Российская Федерация завершает путь развития электронного правительства. В соответствии с данными нового доклада ООН E-Government Survey 2016, которое было опубликовано 28.07.2016 года, Россия утратила в рейтинге развития электронного правительства в странах восемь позиций в отношении 2014 года, и занимала 35 место. Итак, базируясь на статистике, мы можем утвердить, что наша система электронного правительства отстала от иных государств, вследствие чего мы идем в ногу со временем и усовершенствуем систему электронного правительства.
Переход к услугам в онлайн-режиме, конечно, улучшит и облегчит жизнь людей, но это не сможет помочь людям стать ближе к реальной демократии, так как в настоящий момент сохранена проблематика урегулирования интернет-ресурсов государства, которые созданы для реализации гражданами собственных главных конституционных прав.
Нормативно-правовое основание электронного правительства образует множество законов, документов стратегического планирования, других нормативно-правовых актов. В их численность включены: ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «О персональных данных», «Об электронной подписи»; Указ Президента РФ № 601 от 12.05.2012 г.; Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 – 2020 годы)».
С целью предоставления верной и всесторонней информации, а также в целях ее обновления, должны формироваться общие условия, которые характеризуют единственный общий конкретный список подлежащих публикации данных, постоянность и сроки их размещения и процедуры обновления, процедуры по оказанию услуг, а также нормы, которые регулируют доступ на сайты граждан.