Зарождение электронного правительства
В начале 2001 года на основе распоряжения Правительства РФ началась подготовка федеральной целевой программы «Электронная Россия» по распоряжению от 12.12.2001 года № 207-р, и через год, а именно в январе 2002 года текст ФЦП утвердили постановлением Правительства.
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002--2010 годы)» предусмотрела реализацию мероприятий по следующим главным направлениям:
- Усовершенствование законодательной базы и системы государственного урегулирования в области ИКТ.
- Обеспечение открытости и прозрачности в осуществлении деятельности государственных органов власти и общедоступности информационных ресурсов государства.
- Усовершенствование деятельности государственных органов власти и органов МСУ на базе применения ИКТ.
- Усовершенствование взаимодействия государственных органов власти и органов МСУ с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный экономический сектор.
- Организация системы подготовки квалифицированных пользователей и специалистов по ИКТ.
- Помощь в развитии независимых СМИ при помощи внедрения ИКТ.
- Формирование телекоммуникационной инфраструктуры и формирование пунктов подключения к информационным открытым системам.
- Созданиесистемы торговли электронного типа.
- Образование общественной поддержки исполнения мероприятий программы.
Начальная редакция ФЦП «Электронная Россия» предусматривала довольно широкий набор задач и целей - от создания условий развития демократии до формирования условий, которые являются необходимыми для широкого применения в Российской Федерации механизмов торговли электронного вида.
В качестве важнейшей задачи значилось увеличение эффективности взаимодействия государственных органов власти и органов МСУ как между собой, так и с гражданами и хозяйствующими субъектами на базе применения ИКТ.
Этапы создания электронного правительства
Осуществление программы должно реализовываться в три этапа:
- На первом этапе в 2002 году было запланировано осуществление анализа нормативной базы, изучение уровня экономической информатизации, формирование системы по мониторингу эффективности применения ИКТ, в том числе в государственных органах власти и МСУ, приготовление пакета законопроектов, которые обеспечивают гармонизацию законодательства РФ в области ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством государств Европейского Союза.
- На втором этапе в период с 2003 по 2004 годы предполагалось на базе произведенных исследований и созданной законодательной базы начать реализацию проектов, которые обеспечивают электронное взаимодействие государственных органов власти и органов МСУ как друг с другом, так и с гражданами и хозяйствующими субъектами в области таможенного декларирования, налогообложения, регистрации юридических лиц, выдачи сертификатов и лицензий, подготовки и предоставления статистической отчетности, а также по вопросам поставки продукции для государственных нужд. Кроме этого, задумывалась реализация комплекса мероприятий в области инновационного развития - образование технопарков и основание современной материально-технической базы для приготовления в лучших государственных учреждениях образования специалистов в области ИКТ.
- Третий этап программы в период с 2005 по 2010 годы ориентировался на формирование базы для массового распространения ИКТ во всех областях общественной деятельности на основании единой телекоммуникационной и информационной инфраструктуры и применения системы торговли электронного типа. На данном этапе предполагалось комплексное внедрение системы электронной торговли для нужд государства на муниципальном и федеральном уровнях, электронного стандартизированного документооборота и систем по обеспечению информационной безопасности.
Однако отсутствие законодательной базы для реинжиниринга процессов управления в государственных органах власти по факту не позволило на первом и втором этапах эффективным образом внедрить электронные государственные услуги - в большей части случаев, исполнялись лишь пилотные и инициативные проекты, которые в тот период двигали отдельные властные органы и структуры управления государством.
Невзирая на все организационные трудности, само начало и утверждение исполнения ФЦП «Электронная Россия» являлось серьезным стимулом для того, чтобы начать прорабатывать проекты развития информационного общества и электронного правительства на региональном и федеральном уровнях.
Идея формирования в РФ электронного правительства была преобразована в концепцию Министерством информационных технологий и связи РФ при участии Министерства экономического развития и торговли РФ, а также Федеральной службы охраны РФ.
Под электронным правительством концепция понимает новую форму организации деятельности государственных органов власти, обеспечивающую за счет широчайшего использования информационно-коммуникационных технологий новый уровень удобства и оперативности в получении гражданами и организациями услуг и информации государства о итоге деятельности его органов.
Концепция определила главные направления, приоритеты и этапы складывания в РФ электронного правительства до 2010 года.
Создание электронного правительства в РФ стало возможным с широким распространением ИКТ в органах государственной власти и экономико-социальной среде.
Но по степени распространения персональных компьютеров среди индивидов и доступности Интернета Россия не так давно занимала только 59 место в мировом рейтинге. Совместно с тем, довольно быстро растет уровень информационной грамотности. Высочайшими темпами развивается электронная коммерция и электронный бизнес. ИКТ все шире применяется в повседневной жизни, в здравоохранении и медицине, науке и образовании.