Понятие «электоральная кампания»
Электоральная кампания – это совокупность проведения двух процессов: избирательной кампании (процесс общения и взаимодействия лидеров политических партий, движений, организаций, электората) и голосования (процесса принятия властного решения избирателями).
Начать необходимо с того, что каждый из процессов имеет собственную структуру, определяемую стоящими перед ним задачами. Основная задача избирательной кампании – обеспечение взаимодействия политического лидера с электоратом. При анализе электоральной кампании важно раскрыть механизмы властных отношений и взаимные детерминационные связи в любой электоральной ситуации.
В настоящее время нет единого мнения по поводу правомерности замены определения «электоральный» процесс на «избирательный». Нет значительных разногласий и в понимании таких понятий, как «выборная кампания» (усилия партий и кандидатов, направленные на привлечение голосов избирателей в период предвыборной компании) и «голосование» (действие, благодаря которому избиратель отдает свой голос одному из кандидатов или партий).
Электоральные кампании проводятся в случаях, когда правительство, ища поддержку у населения на предвыборном этапе, создает формальные каналы для их оппозиционирования. Электоральная система представляет собой совокупность методов, используемых при подсчете голосов, отданных в ходе выборов за кандидатов, или для определения победителя. Это определенная совокупность законов, методов, обычаев и институтов, применяемых в избирательной кампании при выборе кандидатов в политическую систему. Электоральная система соотносится с понятием избирательное право.
Широкое понимание понятия «электоральная кампания» указывает, что анализ предвыборной ситуации не должен ограничиваться исключительно изучением технологической структуры, электоральной формулы и аспектов избирательного права. Важно учитывать и другие внешние и внутренние факторы, влияющие на предвыборную компанию и непосредственно выборы.
Электоральная кампания включает совокупность событий, отношений, процессов и явлений, которые возникают при взаимодействии электоральных акторов в предвыборный и избирательный период. К электоральным акторам можно отнести почти всех действующих субъектов, которые могут оказывать влияние на поведение избирателей.
Электоральный процесс – это совокупность всех взаимодействий структурных элементов политической системы с гражданами-избирателями по поводу выборов, которые возникают в избирательном процессе и межвыборном периоде.
Роль электоральной кампании
Электоральный процесс включает предвыборную кампанию, которая представляет собой совокупность различного рода агитационных мероприятий, которые проводят команды кандидатов на выборные должности, политические партии в процессе организации избирательной борьбы для того, чтобы получить наивысшую поддержку избирателей.
В предвыборной кампании могут принимать участие группы поддержки из числа избирателей, средства массовой информации, общественные организации. Избирательная кампания регламентируется избирательными законами, которые устанавливают формы и порядок проведения агитаций, сроки предвыборной компании, источники финансирования и т.д.
Особую роль в избирательных кампаниях играет использование разных современных политических технологий. Такой подход позволяет предоставить участникам предвыборной компании широкий спектр профессиональных услуг, включая анализ предвыборной ситуации и написание предвыборных речей.
Анализ деятельности разных структур «электоральной системы» позволяет:
- выявить глубокие основания каких-либо политических процессов, механизмы принятия определенных решений участниками электоральной деятельности;
- отследить факторы, предопределяющие поведение избирателей, цели и интересы кандидатов и партий;
- спрогнозировать развитие ситуации (в том числе после выборов) в стратегической перспективе;
- оценить результаты выборов.
Все структуры оказывают влияние на выборный процесс не только в течение предвыборной компании, а намного раньше, когда для совершения определенных политических действий требуется «вызревание» предпосылок. Период между выборами чрезвычайно важен для принятия как элитами, так и массами соответствующих решений. Именно поэтому его и называют электоральной кампанией.
Сравнение понятий электоральный и избирательный процессы
Очень часто электоральный и избирательный процессы отождествляют, однако эти два понятия имеют значительные отличия:
- Сроки процессов. Избирательная кампания включает промежуток времени, нижняя граница которого – назначение выборов, а верхняя – подведение итогов выборов. Электоральная кампания – это период между двумя выборами, включающий также и избирательный процесс (но им не ограниченный).
- Участие всех членов процесса, оценка их деятельности. Главный стержень электоральной и избирательной компаний – выборы. По-разному оценивается деятельность участников процессов. В избирательном процессе деятельность участников анализируется с позиции соблюдения / изменения избирательного законодательства, в электоральном процессе – с позиции изменений в поведении избирателей. Таким образом, в освещении выборов меняются акценты.
- Смысловая нагрузка процессов. Избирательная компания представляет собой действия, обеспечивающие кандидатам победу на выборах, основная задача – в необходимой степени воздействовать на поведение избирателей. Электоральная кампания включает любые действия, которые имеют отношение к выборам. При этом важно учесть, что в предвыборный период любое политическое мероприятие, имеющее отношение к выборам, будет нести электоральный подтекст.