Общая характеристика идеальной демократии
В современной политической литературе можно встретить самые разнообразные научные течения, посвященные рассмотрению и изучению особенностей демократии, ее признаков как политического режима в государстве, и т.д. По некоторым оценкам, в настоящее время насчитываются десятки соответствующих теорий.
Наряду с ними можно встретить так называемую «идеальную демократию», характеристику и особенности которой предлагается рассмотреть в представленной статье. При этом, прежде всего следует отметить, что анализируемая категория в литературе и средствах массовой информации понимается в двух значениях
С одной точки зрения признак идеальности рассматривается не в политологическом, а в общесоциальном значении, то есть как нечто безукоризненное, совершенное. При таком подходе идеальная демократия понимается как наилучшая из всех возможных система государственной организации;
Более научное понимание идеальной демократии заключается в том, что под ней понимается самостоятельная модель демократии, предполагающая «очищение» соответствующего политического режима от единичных признаков реально существующих систем.
Иными словами, с точки зрения политологии идеальная демократия понимается как своего рода теоретическая модель, описывающая признаки демократического режима безотносительно к конкретно-историческим, географическим, социально-экономическим, этническим, и иным факторам, характерным для конкретного государства.
Идеальная демократия по Роберту Далю
Одна из наиболее стройных концепций идеальной демократии принадлежит основоположнику плюралистического направления изучения демократического политического режима, известному американскому политологу XX в. Роберту Далю.
Так, проводя характеристику «чистой» демократии Даль отмечал, что сама по себе идея демократии предполагает существование некоторого относительно обособленного общества, каждый член которого в равной степени способен и компетентен для участия в управлении соответствующего общества. В этой связи, подчеркивает Даль, принятие политических решений в демократических условиях предполагает наличие равных и эффективных возможностей каждого члена социума для:
- Сообщения собственных политических взглядов другим лицам;
- Получения сведений об альтернативных предложениях (в том числе не совпадающих с его пониманием политически значимых процессов), а также о вероятных последствиях принятия соответствующих решений;
- Участия в установлении процедуры отбора предложений до принятия окончательного решения по ним;
- Непосредственного участия в окончательном выборе путем равного голосования.
Иными словами, рассматривая признаки идеальной демократии, следует обратить внимание на то, что она характеризуется наличием, прежде всего, политической составляющей, позволяющей членам социума участвовать в принятии решений, определяющих дальнейшее развитие соответствующего общества. В этой связи, идеальная демократия – это не только модель политического процесса, но и необходимая и достаточная совокупность политических прав, которыми наделяются граждане страны для участия в соответствующих процессах.
Демократические идеалы
Ранее была рассмотрена одна из основных, но не единственная из возможных, модель идеальной демократии.
Так, те исследователи, научный интерес которых в большей степени обращен к практической (прикладной) политологии обращают внимание на то, что идеальная демократия может выступать образцом для определения степени демократичности конкретного государства.
Иными словами, мера демократичности той или иной страны может быть определена исходя из соответствия реальной политической действительности действительном идеалу демократии. Однако, для обеспечения единообразия и эффективности такого анализа представляется необходимым четкое определение действительных демократических идеалов.
Так, попытка определения сущности демократического идеала в XX веке была предпринята американским философом и политологом Джованни Сартори, который предлагал сводить соответствующую сущность к трем основным составляющим:
- Народный суверенитет, предполагающий равную правоспособность всех членов демократического общества, результатом которой выступает смена модели власти правительства над народом на модель власти народа над правительством. Возможность такого преобразования Дж. Сартори, в первую очередь, связывает именно с тем, что в условиях идеальной демократии все члены общества в равной степени правоспособны, а, следовательно – суверенны. При этом совокупность таких индивидуальных суверенитетов образует народный суверенитет, позволяющий не только реализовывать эффективные меры общественного контроля, но и прямо участвовать в принятии политически значимых решений;
- Равенство властей – идеал демократии, предполагающий, с одной стороны, четкое разделение органов государственной власти в соответствии с известным принципом разделения властей, а с другой – подчиненность государственной власти действующему законодательству и контролю со стороны общества;
- Самоуправление: данный демократический идеал Дж. Сартори во многом связывает с рассмотренным признаком народного суверенитета, поскольку, в конечном итоге, именно равная правоспособность граждан способствует становлению и развитию начал самоуправления.
Также заслуживает внимание точка зрения английского политолога Эндрю Хэйвуда, который предлагает понимать под чистой (идеальной) демократию такую систему, в которой:
- Социальное устройство подчинено принципу равных возможностей и личных заслуг, безотносительно к любого рода иерархиям и классовым привилегиям;
- Система принятия политически значимых решений, основанная на принципе волеизъявления большинства;
- Система правления, предполагающая обеспечение прав и интересов меньшинств, при разумном ограничении власти большинства;
- Система государственного устройства, отвечающая интересам людей независимо от их участия в политической жизни.