Особенности осуществления знакомства старших дошкольников с правилами дорожного движения
Правила дорожного движения (ПДД) – это совокупность правил поведения на дороге всех участников дорожного движения, включающая права и обязанности водителей, пассажиров, пешеходов и технические требования к устройству транспортных средств.
Обучение детей правилам поведения на дороге имеет важное значение, поскольку, от этого зависит их жизнь и здоровье. Правила требуют осознанного выполнения. Однако, ребенку старшего дошкольного возраста, в силу специфики его возрастного развития, не всегда понятны эти правила, а главное, не ясны причины по которым он должен их соблюдать. Дошкольнику нужны мотивы его деятельности. Если не мотивировать ребенка к неукоснительному соблюдению ПДД, то выполнение правил не будет реализовываться, а следовательно, будет существовать угроза его жизни и здоровью.
Чтобы достичь должного эффекта безопасности ребенка и научить его элементарным правилам поведения на дороге, требуется соблюдать следующий алгоритм действий:
- Защита малыша на дороге, до того момента, пока он не повзрослеет и не станет осознанно соблюдать правила, понимания их важность и опасность их нарушения. Защита предполагает переведение ребенка через дорогу взрослым, который знает и соблюдает правила перехода.
- Подготовка ребенка к переходу через дорогу. Ребенку необходимо рассказать о том, как безопасно перейти дорогу, т.е. рассказать, что можно переходить дорогу только на зеленый свет, при этом, с предварительным просмотром по двум сторонам – нет ли там движущихся машин (поскольку правила не всегда соблюдаются водителями), что дорогу надо переходить быстро, без остановок, потому что зеленый свет не будет гореть постоянно.
- Отработка теории на практике. Требуется провести тренировку ребенка в поведении на дороге, под тщательным наблюдением и контролем взрослого. Взрослый направляет ребенка и контролирует его переход через дорогу. Кроме того, каждый раз, находясь рядом с ребенком на дороге, взрослый должен объяснять ему наличие опасностей и правилам их предупреждения, говорить о том, как и когда нужно переходить дорогу, куда смотреть, на что обращать особое внимание.
- Побуждение ребенка к самостоятельному практическому применению своих знаний и предупреждение опасностей. Взрослый может выбирать перекрестки со сложным движением, несколькими светофорами и указателями и показывать, как следуют вести себя в той или иной ситуации. При этом, необходимо повторять очередной раз правила перехода, говорить об опасности, предупреждать о том, к каким последствиям может привести нарушение правил. Взрослый должен предложить ребенку выработать свою направленность действий на дороге и придерживаться ее.
- Упреждение ситуаций, при которых детям могут потребоваться новые знания и навыки поведения на дороге.
Методы ознакомления старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге
В качестве основных методов ознакомления дошкольников с ПДД выступают следующие:
- Проведение бесед с детьми. Воспитатель рассказывает детям о том, что такое дорога, каким образом на ней осуществляется движение, как оно регулируется, чем опасна дорога и как важно соблюдать правила безопасного передвижения по ней. Это активизирует познавательную работу дошкольников, развивает их мышление, заставляет думать и логически мыслить;
- Использование проблемных ситуаций. Данный метод предполагает загадывание загадок на тему ПДД;
- Метод наблюдения. Педагог акцентирует внимание детей при прогулке на дорогу, ее движение, действия водителей и пассажиров;
- Игровые формы организации занятий. ПДД можно осваивать в игровой форме. Главное создать все необходимые условия, подобрать атрибуты: нарядить детей в форму полицейского ДПС, смастерить светофор и т.д.;
- Творческие занятия. Обучение можно превратить в творческий процесс, если придумать интересные конкурсы, например, на изготовление светофора своими руками, конкурс рисунков, отражающих правильное поведение на дороге и др.;
- Просмотр видеороликов, диафильмов, создание презентаций с демонстрацией правил дорожного движения. Это дает наглядное представление ситуаций на дороге;
- Метод вопрос-ответ. Детям задаются вопросы о том, знают ли они как необходимо вести себя на дороге: что делать перед тем, как переходить дорогу? Что означает красный/желтый/зеленый свет светофора?
Этапы работы по ознакомлению старших дошкольников с правилами поведения на дороге
Обучение детей ПДД проводится поэтапно:
- Подготовительная работа. Она предполагает подготовку педагога к обучению детей. необходимо повысить свои знания в области правил поведения на дороге, освоить новые методы и технологии обучения. Затем, необходимо подобрать литературы и инструментарий, создать игровое пространство. Необходимо, также, создать систему взаимодействия с родителями по данному направлению работы: провести анкетирование на выяснение их знаний ПДД, консультации и беседы для повышения уровня их знаний и объяснения необходимости работы с детьми по их ознакомлению с правилами дорожного движения.
- Основная работа. Она включает проведение диагностирования каждого ребенка на выявления уровня его знаний о поведении на дорогах, планирование работы: определение целей и задач обучения, выбор содержания, форм и методов организации работы. Педагог проводит занятия в определенное планом время и в конкретной последовательности. В ходе обучения, могут быть скорректированы его методы. Это будет зависит от хода работы, усвояемости правил детьми, интереса детей к работе. Если методы не мотивируют ребенка к познанию, то применять их непродуктивно.
- Заключительная работа. Она связана с подведением итогов ознакомления детей, а именно: выявлением уровня сформированности их знаний в области правил поведения на дорогах, диагностированием работы родителей с детьми и их компетенции в данном вопросе, выявлением недочетов в своей работе и коррекцией применяемых методов и приемов обучения. Педагогу также необходимо определить эффективность своей работы и составить прогнозы ее дальнейшей реализации.