Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Значение социального развития человека для педагогики

Определение 1

Развитие человека — это процесс, направленный на становление личности человека под влиянием разнообразных внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых природных и социальных факторов.

Понятие социального развития человека

Относительно к человеку понятие «развитие» начало применяться на рубеже XVII–XVIII вв. Под развитием понимали разворачивание внутренних сил, включенных в структуру человеческого существа под воздействием естественных закономерностей роста.

В настоящее время под развитием понимают целенаправленное и закономерное изменение чего-либо, осуществляемое под воздействием внутренних и внешних факторов.

Человек является природным существом, его процесс развития осуществляется естественным образом во всех направлениях, в том числе и в социальном. В процессе социального развития человек проходит достаточно сложный путь от естественных проявлений до осознанных действий в своей жизнедеятельности. Именно содержание данного пути и является социальным становление всего человеческого образа, несущего в себе социально-педагогический характер.

Современная социальная педагогика исследует процесс социального развития человека на всех его возрастных этапах.

Определение 2

Развитие (саморазвитие) человека – это закономерный процесс, в результате которого осуществляются качественные и количественные изменения в различных сферах деятельности человека, обусловленные внешними и внутренними факторами.

По мнению ряда ученых-педагогов, человек становится личностью не с момента его воспитания, а с момента саморазвития. Воспитание же является сопутствующим фактором саморазвития, действует на его основании и подобии.

Под внешними и внутренними факторами понимают комплекс движущих сил и источников, которые обуславливают развитие ребенка.

В качестве факторов может выступать все, что способно обеспечить количественные и качественные изменения в личности ребенка, раскрыть его внутренний потенциал, способствовать социальному развитию.

Замечание 1

Внутренние факторы – это потенциал человека, который включает в себя наследственные, биологические и иные особенности ребенка, реализуемый во время его становления и развития.

Внешние факторы – это окружающая ребенка среда, различные виды деятельности, целенаправленный процесс воспитания, оказывающие значительное влияние на развитие его внутреннего потенциала.

«Значение социального развития человека для педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Одной из особенностей человека является то, что в нем от рождения заложена предрасположенность к социальному развитию.

Социальное развитие личности – это качественные и количественные изменения личностных структур, происходящих в процессе формирования личности и в результате ее целенаправленного воспитания и социализации. Социальное развитие представляет собой закономерное, природное и естественное явление, которое характерно для каждого человека, находящегося с самого своего рождения в определенной социальной среде.

Замечание 2

Таким образом, основным фактором, оказывающим значительное влияние на социальное развитие человека, является социальная среда, в которой он существует.

Окружающая социальная среда рассматривается в двух аспектах – широком и узком:

  • В широком смысле, среда включает в себя природные и климатические условия, в которых растет ребенок, идеология, культура, государственное устройство и т.д.
  • В узком смысле, среда представляет собой непосредственное предметное окружение ребенка, через которое он осуществляет взаимодействие с другими людьми, познает окружающий мир и развивается как личность.

Таким образом, только совокупность среды в узком и широком аспектах, способствует полноценному социальному развитию каждого человека.

Педагогические исследования социального развития человека

Значение социального развития человека в педагогике рассматривалось и описывалось рядом отечественных и зарубежных исследователей, каждый из которых раскрывал его по-своему. Наибольший интерес представляют точки зрения А.В. Петровского и Л.С. Выготского.

Артур Владимирович Петровский (1924-2006 гг.) – впервые сформулировал понятие развивающей среды и значение в социальном развитии человека.

Определение 3

Развивающая среда – это комплексное предметное наполнение, которое организовано особым способом и направлено на осуществление эффективного влияния на развитие ребенка.

Развивающая среда может быть двух видов:

  1. Позитивной (активизирующей) – способствует активному развитию ребенка, мотивирует его на выполнение различных видов деятельности.
  2. Негативной (сдерживающей) – оказывает негативное влияние на развитие ребенка, сдерживает его стремление к выполнению развивающей деятельности.

В педагогике с целью эффективного социального развития человека используют целесообразно и педагогически обоснованно организованную развивающую среду.

По своей сути социальное развитие является непрерывным, но при этом неравномерно текущим характером.

Непрерывность социального развития – это постоянная потребность в социальном изменении, сохранении и утраты социального опыта как естественно протекающего социального роста человека.

В каждой личности, социальное занимает особое место. Обогащение, приобретение или утрата социального осуществляется путем сохранения определенного уровня возможного в чем-либо.

Неравномерность социального развития человека состоит в том, что оно не имеет постоянного линейного характера. Данный процесс изменяется в зависимости от множества факторов: возраст, тип темперамента, условия среды, самоактивность, предрасположенности и т.д.

Лев Семенович Выготский (1896–1934) – выделили актуальную и ближайшую зону социального развития ребенка.

Актуальная зона – определяется состояниями личности ребенка, в рамках которых он может делать что-то самостоятельно. То есть данная зона представляет ребенка как личность, имеющую определенный уровень развития в настоящий момент.

Ближайшая зона развития – определяет ближайшие возможности развития ребенка. Данная зона развития показывает и характеризует расхождения между зоной ближайшего развития ребенка и его потенциальными возможностями.

Качественные изменения, происходящие в процессе социального развития человека, характеризуются его социализацией.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot