Патриотическое воспитание – это разновидность педагогической деятельности, направленной на привитие у подрастающего поколения качеств, присущих патриоту и гражданину.
К таким качествам можно отнести следующие:
- Нравственные основы общественного поведения;
- Уважение к родному краю, своей стране, народу, ее населяющему;
- Честь и достоинство;
- Чувство долга и ответственности за свои поступки и решения;
- Преданность Отечеству;
- Стремление и готовность действовать в интересах общества и своей страны, защищать ее и жертвовать своими интересами для ее блага;
- Толерантность;
- Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности;
- Гордость за свою страну и свое наследие.
Воспитание патриотизма и культуры построения межнациональных коммуникаций является важнейшей составной частью воспитательной системы на всех ее уровнях.
Прививать любовь к Родине необходимо с раннего возраста. Это позволить воспитать и духовно развить личность каждого учащегося, наделить ее нравственными ценностями и упростить процесс социализации.
Патриотические качества оказывают формирующее воздействие на становление личности, развивая ее достоинство, духовные качества и ценности.
Цели, задачи и содержание занятий по патриотическому воспитанию в учреждениях дошкольного образования
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста нацелено на формирование основ патриотизма, воспитания уважительного отношения к родному краю и своей стране, ее гражданам и усвоение ее ценностей.
Данная цель определяет начинать воспитательную работу со знакомства с культурными ценностями и культурным наследием Родины. В этой связи, в организации воспитательного процесса в ДОУ можно выделить несколько подцелей:
- Ознакомление детей с традициями и обычаями своего народа.
- Дать детям представление о стране, в которой они проживают, закрепить их, рассказать историю становления и развития страны, ее названия, народов ее основавших и населявших, выделить природные особенности и культурную специфику развития.
- Ознакомление с праздниками, отмечаемыми в стране, как в древние времена, так и сегодня.
- Знакомство со сказками, преданиями.
- Знакомство с народным фольклором.
- Знакомство с народным творчеством, его особенностями, практические мероприятия в данном направлении.
- Привитие уважения, восхищения и любви к Родине и ее богатству.
Процесс патриотического воспитания дошкольников основывается на формировании и последующем развитии гражданского и патриотического сознания и нравственной позиции учащихся. Воспитание патриотизма помогает формировать познавательную заинтересованность и потребность в познании своей страны, ее культуры, природы, традиций. На этом основании, у детей в дальнейшем формируются общечеловеческие ценности, профессиональные качества, нравственные нормы поведения.
Чтобы достичь поставленных воспитательных целей, формулируется ряд задач:
- Подбор оптимальных технологий и методик организации воспитательного процесса;
- Обязательное проведение разнообразных мероприятий, ориентированных на развитие патриотизма, посредством участия в практической деятельности;
- Создание уютной атмосферы в ДОУ, позволяющей привить чувство привязанности ребенка к этому заведению. Это станет фундаментом привития чувства любви к Родине;
- Создать условия для развития самостоятельности детей, обеспечить их самореализацию;
- Показывать детям важность и значимость их деятельности и заинтересованность общества в освоении ими гражданственности и патриотизма;
- Применение современных технологий и средств в воспитательном процессе.
Занятия по патриотическому воспитанию должны проходить путем приобщения к народному творчеству и обычаям народа. При этом, следует знакомить детей с праздниками, которые позволят более эффективно повлиять на детское восприятие и мышлении, что соответственно положительно скажется на усвоении основ патриотизма.
Дети должны быть ознакомлены с символикой государства, ее значением и важностью для страны и ее народа, правами и свободами, культурными нормами, эстетическими принципами поведения, знать устройство своей страны, историческую значимость городов и регионов.
Патриотическое воспитание детей должно протекать прямолинейно т.е. дети сначала должны полюбить своих родных и близких, свою семью. Затем, прививается любовь к своему дому и детскому саду. Потом уже к своей улице, поселению или городу, а затем к стране. Такая любовь должна складываться постепенно и осознанно. Только так ребенок может полюбить свой дом, свою семью и страну такими, какие они есть.
Эффективными средства патриотического воспитания детей являются музыка, литература, изобразительное искусство и народное творчество. Через них ребенок может получить представление о том, чем знамениты места, в которых он живет, природой их наполняющей, людьми и их жизнедеятельностью. Понимание этих процессов очень значимо и важно для воспитания патриотических чувств.
Основные принципы патриотического воспитания в ДОУ
Чтобы достичь целей и задач патриотического воспитания, его содержание должно базироваться на нравственно-психологических принципах, которые обеспечат создание среды в дошкольном заведении, комфортной для усвоения патриотических качеств. Основными принципами патриотического воспитания являются:
- Опора на нравственные коллективные взаимоотношения. Этот принцип означает самоотверженность в отношении к окружающим людям.
- Воспитание должно носить личностную ориентацию. Предполагается воспитать у детей сознательную жизненную позицию, чтобы они были готовы к самоотверженным действиям и поступкам.
- Комплексный подход к нравственному воспитанию и самовоспитанию.
- Прохождение воспитания на основе культурно-исторического контекста. Это позволяет сформировать объективное и последовательное знание, а также понимание традиций и ценностей, культурного наследия своей страны, ее исторических подвигов и значимости в мире.