Воспитание в период Античности включает описание особенностей организации обучения и воспитания подрастающего поколения в Древней Греции, в Древнем Риме, а также в период эллиницма, по временным рамкам охватывает конец IV в. до н.э. – I в. до н.э. В качестве наивысшего развития культура Античности достигает в VI–IVв. до н.э. в Афинах и Спарте.
Система воспитания в Спарте (Лаконии)
В педагогике система воспитания получила название «спартанская».
Основной целью являлось осуществление подготовки членов военной общины, что накладывало отпечаток на систему воспитания мальчиков и девочек. Рассмотрим основные особенности данной системы воспитания.
- От рождения до 7-летнего возраста дети воспитывались в условиях семьи, воспитание обеспечивалось матерью или нянькой-кормилицей. Детям разрешалось свободно бегать, прыгать, детей обеспечивали минимумом одежды и пищи, практиковалось нахождение детей в темноте, но по возможности удерживали от плача, крика.
- Начиная с 7-ми лет дети поступали в агеллы («школа послушания»), обучение длилось до 18 лет. Детьми осваивались элементарные навыки чтения и письма, проводились военные и гимнастические упражнения. Обучение и воспитание осуществлял учитель («педон») или его помощник («эйрен»). С 13 лет мальчики принимали участие в многочисленных учебных походах и учебных сражениях. Кроме того, проводились беседы с детьми, которые обеспечивали краткость и ясность речи, учили смелости, преданности гражданам, и гордости за свою жизнь.
- С 18 до 20 лет в Эфебии осуществлялась военная подготовка, а до 30 лет – военная служба.
Воспитание девочек практически не отличалось от воспитания мальчиков. Девочки посещали гимнастические курсы, росли сильными, рослыми, отличались мужеством и чувством чести, имели большой авторитет. Спартанки самостоятельно вскармливали и воспитывали детей, управляли домом, участвовали в обсуждении общественных дел, оказывали виляние на мужа и детей.
Система воспитания в Афинах (Аттике)
Основной целью воспитания являлось обеспечение гармонического развития личности.
- С рождения до 7-летнего возраста дети воспитывались в условиях семьи («калокагатия», где развивались физические силы, обеспечивалось формирование чувства красоты, нравственных установок.
- С 7 лет дети проходили обучение в «дидаскалейонах», которые были двух видов – частные, платные и общественные.
- С 7 до 15 лет обучение мальчиков проходило в мусической школе, где специальные учителя (учитель-грамматист или учитель-кифарист) обучали чтению, письму, счёту, поэзии, музыке, танцам. В 13-14 лет параллельно мальчики занимались в Палестре гимнастикой (бегом, борьбой, прыжками, метанием дисков, копья, фехтованием).
- С 16 до 18 лет юноши могли продолжить обучение в Гимнасие (Академия, Ликей или Киносарг), где изучали философию, политику, красноречие, гимнастику, мифологию, историю.
- 18-20 лет – в Эфебии проходили военную подготовку – учились верховой езде, стрельбе из лука, катапульты, метаниям дротиков.
- В 20-30 лет занимались воинской службой.
Девочки до замужества воспитывались в семье, их учили чтению, письму (элементарные навыки), музыке и женскому рукоделию.
Воспитание детей в эпоху эллинизма
Временные рамки исторического периода - III–Iвв. до н.э.
Идеалом воспитания в данную эпоху было воспитание самостоятельности, независимости, сильной и мудрой личности.
Мальчики и девочки начинали своё образование с 7 лет, до 12-летнего возраста в школах детьми осваивались элементарные навыки письма, чтения и арифметики. Далее мальчики продолжали обучение в грамматической школе (риторика и грамматика), дети зажиточных горожан продолжали обучение в Гимнассии, где изучали литературу, философию, музыку, математику, географию, риторику.
В 18-20 лет посещали Эфебий, где осуществлялась систематическая атлетическая и военная подготовка.