Врачебно-педагогические наблюдения: определение, цель, задачи
Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) - это исследования, которые проводятся совместно врачом и педагогом в процессе учебно-тренировочных занятий с целью оценки воздействия оказываемых физических нагрузок на организм занимающихся (спортсмены, учащиеся).
Основной целью врачебно-педагогических наблюдений является достижение человеком наивысшего спортивного результата и сохранение удовлетворительного состояния его здоровья.
Теоретические и практические основы врачебно-педагогического наблюдения были впервые разработаны и апробированы в 40-50-х годах ХХ века, представителями отечественной медицины Р. Е. Мотылянской, С. П. Летуновым и Н. Д. Граевской. Необходимость их разработки вызвана тем, что возникла потребность в исследовании функционального состояния учащихся (спортсменов), уровня их адаптации к условиям физических тренировок и специально организованных спортивных тренировок.
Основные задачи врачебно-педагогических наблюдений:
- Осуществление оценки функционального состояния организма и состояния здоровья учащихся на разных этапах занятий физической культурой и тренировочного процесса, фиксация изменений состояние здоровья, которые возникают во время выполнения различного рода физических упражнений.
- Осуществление совершенствования индивидуализации и планирования занятий по физической культуре в образовательном учреждении.
- Осуществление оценки эффективности применяемых педагогом на практике психологических, медицинских и педагогических методов восстановления учащихся после проведения урока физической культуры или тренировки.
- Осуществление оценки адекватности и соразмерности физической нагрузки, в соответствии с возможностями учащимися.
- Осуществление оценки условий по организации и проведению учебных и тренировочных занятий в образовательном учреждении.
- Осуществление оценки уровня физической подготовленности учащихся (спортсменов).
- Осуществление оценки правильность и адекватности распределения учащихся (студентов) на группы, в соответствии с группой допуска по медицинским показателям.
Все задачи врачебно-педагогического наблюдения конкретны и направлены на достижение поставленной цели.
Следует отметить, что не всегда принимать участие во врачебно-педагогическом наблюдении может врач. Поэтому учитель физической культуры или тренер, организующий занятия (тренировки) должен обладать элементарными медицинскими знаниями, владеть методами медицинского исследования и уметь применять их на практике.
Формы врачебно-педагогических наблюдений
Врачебно-педагогические наблюдения могут проводиться в следующих формах.
Оперативный контроль – проводится с целью осуществления оценки изменений, происходящих в организме учащегося (спортсмена) по итогам учебного занятия или тренировки, во время ближайшего восстановительного периода.
Оперативный контроль может быть проведено в процессе:
- самого тренировочного или учебного занятия (после выполнения отдельных упражнений или комплекса упражнений);
- перед тренировочным занятием и через 20-30 минут после их проведения (в состоянии покоя – до занятия и после физической нагрузки);
- в день проведения занятий по физической культуре или в день тренировки (утром и вечером).
Текущий контроль – проводится с целью установления эффективности проведенных учебных занятий и тренировок. Организуется во время поздних стадий восстановления (через день или несколько дней после занятия или тренировки).
Текущий контроль чаще всего проводится у спортсменов во время учебно-тренировочных сборов. Исследование проводится:
- каждый день во время сборов;
- каждый день утром и вечером в микроцикле;
- в начале и в конце каждого микроцикла сборов;
- на следующий день после проведенной тренировки;
- после организованного дня отдыха.
Этапный контроль – проводится с целью оценки общего кумулятивного тренировочного эффекта за определенный промежуток времени.
Этапный контроль проводится в течение конкретного тренировочного периода, например, во время подготовки к тренировке, либо после ее проведения.
Этапный контроль необходимо проводить раз в три месяца, в специальном врачебно-физкультурном диспансере. Исследования целесообразно осуществлять после дня отдыха, в утреннее время после легкого завтрака. В день контроля не следует делать даже утреннюю зарядку.
Методы врачебно-педагогических наблюдений
Основные методы врачебно-педагогических наблюдений:
- Анамнез – подразумевает устный опрос учащегося (спортсмена) и фиксацию полученной информации. Сбор анамнеза осуществляется перед началом учебного занятия или тренировки. Основная цель выявить проблемы со здоровьем, выявить жалобы на самочувствие и т.д. В том случае, если самочувствием неудовлетворительное и имеются жалобы, то учащийся отстраняется от занятия или тренировки. Собранный анамнез в процессе учебной деятельности и тренировок периодически обновляется и пополняются. Фиксируются все достижения, травмы, заболевания и т.д.
- Самоконтроль – проводится учащимся самостоятельно. В процессе самоконтроля учащийся отмечает, как он переносит физические нагрузки, самочувствие после выполнения упражнений и т.д. Самоконтроль проводится как дополнение к врачебно-педагогическому наблюдению. Перед организацией самоконтроля учащимся (спортсменам) обязательно проводят установочные занятия, где учат, как и на что следует обращать внимание, о чем сообщать в первую очередь и т.п.
- Наблюдение и фиксация внешних признаков утомления учащегося в процессе учебного занятия или тренировки, соотнесение признаков утомления и физической нагрузки. В том случае, если после незначительно физической нагрузке отмечается сильное утомление, то учащегося отстраняют от учебного занятия и назначают врачебное обследование.
Таким образом, на основании наблюдений за внешними признаками физического состояния спортсмена можно определить степень утомления и сделать вывод о переносимости физической нагрузки на учебно-тренировочном занятии.